Кажется, что процесс создания беспилотников медленный. На самом деле, он просто не всегда заметен. Ещё недавно в дальних поездках мы пользовались бумажными картам, а сейчас почти у всех в машине навигатор. У многих есть круиз-контроль, системы курсовой устойчивости, автоматического торможения, удержания в полосе, автоматической парковки. Всё это – уже некоторая степень самостоятельности автомобиля. Есть шесть степеней автономности:
1. Автопилота нет.
2. Круиз-контроль или помощь при парковке.
3. Частичная автоматизация – автопилот контролирует скорость и рулевое управление, если хотя бы одна рука водителя находится на руле.
4. Условная автоматизация. Автоматика контролирует управление автомобилем (руль) и скорость. При возникновении опасности автомобиль сам затормозит, но после этого передаст управление водителю.
5. Широкая автоматизация. Для такого типа автопилота необходимо специально подготовленное пространство. Вне такой зоны автопилот прекратит движение по дороге и припаркует машину.
6. Полная автоматизация. Автомобиль движется сам, без участия человека. Руль, педали в авто не предусмотрены.
Насколько же это направление развито в России?
Самые интересные проекты в этой сфере у Яндекса и у Сбера.
Яндекс занимается внедрением автопилотов третьего уровня в серийные автомобили, которые пока периодически требуют участия водителя в процессе движения. У компании больше сотни автомобилей с автопилотом. Беспилотный автомобиль Яндекс.Такси совершил первую тестовую поездку по дорогам Москвы ещё в 2018 году.
Сбер начал сразу с пятого уровня автоматизации. Автомобиль Сбера интересен как с точки зрения технологий, так и дизайна. Название автомобиля «Флип» отсылает к фильму «Гостья из будущего», где флипами назывался каршеринговый летающий транспорт с функцией автопилота.
Размеры «Флипа» – 3,62х1,95х1,8 метра в длину, ширину и высоту соответственно. Быстросменные аккумуляторы, шестиместный салон с компоновкой диванов «лицом к лицу», широкие сдвижные двери. Пространства внутри на 40% больше, чем в обычных авто, потому что место не «съедает» двигатель. Футуристичный дизайн с нотками киберпанка вполне соответствует представлениям об автомобилях будущего. «Флип» – реально существующий автомобиль, и он уже проходит стадию доводочных испытаний.
Кроме того, Сбер развивает и привычные нам автомобили. По дорогам Москвы они тоже успели поездить. И в ближайшем будущем компания планирует увеличить количество таких авто.
Что же нам даст массовое внедрение беспилотных автомобилей?
Безопасность. Массовое внедрение беспилотников снизит количество ДТП до минимальных значений. Да, сегодня есть информация об авариях и ошибках беспилотников. Но системы пока совершенствуются – ошибки неизбежны.
Эффективность. Скоординированное по сети движение и отсутствие ДТП, приведёт к тому, что пробок будет значительно меньше. Испытания Сбера и Яндекса показывают, что даже в условиях зимы авто прекрасно справляется с трудностями на дорогах (плохая видимость, снег, гололёд).
Экономичность. Большинство автомобилей сначала будут собственностью операторов такси. Вам не придётся заботиться о техническом состоянии, парковке, чистоте кузова и салона, оформлении техосмотра, о страховке. Кстати, и цены будут демократичны, так как в стоимости поездки не будет расходов на зарплату таксистов.
А минусы? Пожалуй, только один. Есть небольшое количество водителей, которым важен сам процесс управления автомобилем. Для них есть только одно утешение – переход на беспилотники произойдёт не завтра. А потом будет то, что уже случилось с лошадьми. Из категории «транспорт» лошади перешли в категорию «хобби».