Citroën DS (аббревиатура DS означает desiree special — специальный заказ) — автомобиль бизнес-класса, выпускавшийся французской фирмой Citroën в 1955—1975 годах.
Автомобиль имел неофициальное название «Богиня» из-за того, что DS (de-es) по-французски звучит так же, как слово Déesse (Деэ́с) — богиня. Помимо необычного внешнего вида имел оригинальную гидросистему, объединяющую трансмиссию, рулевое управление, тормоза и гидропневматическую подвеску.
Андре Ситроен был игроком, авантюристом и поэтому быстро потерял контроль над своей компанией. Но, у последовавших за ним руководителей фирмы его имени было не меньше стремления к техническому новаторству, чем у её основателя. Поэтому в середине двадцатого века на фирме Citroen создавали столь необычные автомобили, одним из которых был Citroën DS
Разработкой двигателя для нового автомобиля заведовал Вальтер Беккья. После создания своего шедевра, знаменитого двухцилиндрового оппозитного двигателя воздушного охлаждения для Citroën 2CV, он попытался спроектировать подобный двигатель для большого автомобиля. Но у шестицилиндрового оппозитного двигателя воздушного охлаждения возникли проблемы с перегревом средних цилиндров. Изменение воздуховодов несколько улучшило ситуацию, но в целом мотор оказался слишком шумным.
Тогда по предложению Лефевра Беккья переделал этот двигатель под водяное охлаждение. Из-за низкой линии капота радиатор разместили за двигателем, что вновь вызвало проблемы с перегревом. К тому же вынесенный далеко за переднюю ось двигатель делал автомобиль трудно управляемым, это показали испытания первых прототипов. Но самым главным было то, что на фирме не осталось ни средств, ни времени для постановки на производство абсолютно нового мотора. И тогда было принято решение прекратить работы над новым двигателем и сосредоточиться на модернизации старого. Это означало переработку конструкции всего автомобиля.
В результате Беккья занялся модернизацией старого двигателя от Traction, а конструкторы Лефевра вновь сели за чертёжные доски перекомпоновывать автомобиль. Для того чтобы поместить вертикальный четырёхцилиндровый двигатель под низким капотом, его развернули так, что коробка передач разместилась перед мотором, а сам двигатель оказался практически в салоне. Такая компоновочная схема позволила получить оптимальное распределение веса по осям и автомобиль с очень хорошими ходовыми свойствами.
За внешний вид проекта D отвечал глава стилистов Citroën Фламинио Бертони. Кузов автомобиля был спроектирован с учётом аэродинамики, этой «чёрной магии» всего послевоенного автостроения. Выглядел он очень необычно: падающая линия капота, отсутствие радиаторной решетки и укороченный хвост, автомобиль имел очень узкие стойки крыши и дверные стёкла без рамок. Окончательный внешний вид автомобиля не был готов даже за несколько недель до начала выпуска, в основном из-за того, что Берко считал отдельные его элементы слишком обычными и хорошо знакомыми. Он хотел, чтобы автомобиль выглядел так же необычно, как был сконструирован. Бертони постепенно находил нужные формы — передняя панель из пластика, рулевое колесо с одной спицей, задние фонари расположенные вверху стоек, всё это появилось на самой поздней стадии.
6 октября 1955 года. В 9 часов утра покрывало секретности сняли с нового Citroën DS 19 (он теперь назывался так) на Парижском автосалоне, а уже в 9:45 было получено 749 заказов на новый автомобиль, а к концу дня — 12 тысяч.
Появление автомобиля стало огромным культурным и политическим событием послевоенной Европы. Джина Лоллобриджида рекламировала его на заглавной странице октябрьского номера Paris Match.
Ролан Барт посвятил ему целую главу в своём сборнике философских эссе. Без колёс, в виде устремлённой вверх ракеты, автомобиль был показан на Миланской дизайнерской триеннале (Triennale di Milano) в 1957 году. В дальнейшем он неоднократно фигурировал на страницах журналов и газет, причём в статьях на всевозможные темы, от политических и светских до спортивных, снимался во множестве фильмов. В Национальном музее визуального искусства в Пюто выставлен созданный мексиканцем Габриелем Ороско, разрезанный вдоль, а затем вновь соединённый без центральной части Citroën DS.
Занял третье место на конкурсе «Автомобиль века».
Комментарий Алексея Шамарина, главного редактора портала CarzClub.ru: “… Это авто произвел фурор. Шутка ли – революционный дизайн, много инноваций, основанных на гидравлике (это был 1955 год, напоминаю!), пластиковая крыша, легкосъемные элементы. Представьте, что задние крылья крепились к кузовному каркасу ОДНИМ БОЛТОМ!
Ситроен ДээС стоял на конвейере 20 лет, пережив рестайлинг и кое-какие изменения. Но неизменно было одно – DS стала одной из красивейших тачек столетия.
А сейчас DS – это премиальный суббренд “Ситроена”.
В 1962 году “Богиня” спасла Шарлю де Голлю жизнь: во время покушения на генерала, водитель автомобиля сумел уехать на трëх (!!!) колесах, подняв гидравликой кузов автомобиля над дорогой.
И, конечно, Citroen DS засветился в кино – на ум приходит не только “Фантомас”, но и куча других фильмов.”
Как считают эксперты, и журнал AUTO3N в том числе, до сих пор DS остаётся высшей точкой смелости инженерной мысли Citroën.
Автомобиль создавался без оглядки на то, что делают другие компании или чего хочет публика. Он был творением инженеров, которым был дан зелёный свет, ведомых собственным пониманием того, каким должен быть автомобиль. Но тяга к техническому авантюризму привела компанию к краху и в 975 году французское правительство национализировало Citroën и присоединило её к Peugeot.