С 1 октября в России вступят в силу измененные правила обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО). Соответствующее указание Банка России середине марта зарегистрировал Минюст.
Документ предполагает четыре нововведения, которые касаются некоторых прав и обязанностей автовладельцев и потерпевших в ДТП.
Как стало известно журналу AUTO3N, теперь страховые компании смогут узнавать об изменении номера машины из автоматизированной системы без участия автомобилиста. Это упростит последним жизнь, поскольку оформлять полис ОСАГО нужно до регистрации автомобиля в ГИБДД, когда транспортному средству присваивается новый регистрационный знак. По существующему порядку, при смене номера владелец в течение трех дней должен сам сообщить его страховой.
Также по новым правилам владелец полиса ОСАГО при продаже своего автомобиля обязан письменно уведомить об этом страховую компанию. По действующим до 1 октября нормам, уведомлять страховщика о смене собственника — право, а не обязанность граждан, которое позволяет вернуть часть денег за оставшийся срок действия страховки.
Еще одно нововведение отменяет обязанность участников ДТП записывать фамилии и адреса очевидцев, а также указывать их в извещении о дорожно-транспортном происшествии. С 1 октября делать этого не нужно.
И последнее, четвертое из вступающих в силу с 1 октября изменений обязывает страховщиков ознакомить потерпевшего в ДТП с результатами независимой технической экспертизы или оценки автомобиля без подачи им заявления, которое до сих пор в таких случаях было необходимо.
СМИ уже сообщали о том, что российские страховые компании с 11 сентября получили возможность учитывать в ценовых справочниках для расчета стоимости ремонта по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) цены аналогов оригинальных запасных частей, если последние отсутствуют на рынке.
Говорят, что кур доят. Шкуматов о слухах про стремительное подорожание ОСАГО:
На фоне массовых сообщений о росте стоимости полисов ОСАГО после сентябрьского расширения тарифного коридора руководитель рабочей группы «Защита прав автомобилистов» Общероссийского Народного Фронта Петр Шкуматов ответил на вопрос, как в действительности обстоят дела с ценами на автогражданку.
«Говорят, что кур доят. Ещё до расширения тарифного коридора 13 сентября 2022 года, он имел очень широкий диапазон между верхней и нижней границей, что позволяло страховщикам увеличить стоимость страховки для всех автомобилистов подряд, если бы у них присутствовали такие намерения. Поэтому утверждать, что именно сентябрьское расширение является причиной увеличения цен на полисы, вообще нелогично.
Цена полиса ОСАГО напрямую зависит от средней стоимости запчастей и нормо-часов работ, уровня тяжести ДТП, если они были у автовладельца и, самое главное, количества аварий. Грубо говоря, мы берем стоимость запчастей и нормо-часов работ, от которых, с учетом тяжести повреждений, зависит размер денежной выплаты или стоимость ремонта. И так мы получаем сумму, которая должна пойти на возмещение ущерба. Если у автовладельца было несколько ДТП по его вине, это портит его страховую историю. Кроме того, согласно законодательству, страховая компания использует 20% от страховых премий для покрытия расходов на ведение деятельности и ещё 3% на обязательные страховые резервы. Также есть ряд требований Банка России, которые увеличивают расходы страховых компаний. В основном это, конечно, резервирование средств на покрытие будущих убытков. Стоимость ОСАГО складывается из всех этих составляющих. Какие из этих расходов могут расти или снижаться? Стоимость представленных на российском рынке запчастей, очевидно, уже сильно выросла, а доступность деталей многих зарубежных производителей все ниже. Правда и количество ДТП на дорогах снижается, насколько я могу судить, т. е. автомобилисты стараются водить аккуратнее, понимая ситуацию и подобная тактика им лишь на пользу. Например, во втором квартале 2022 года каждый третий автовладелец получил максимальную скидку (54%) за безаварийное вождения по коэффициенту «бонус-малус».
Напомню, стоимость ОСАГО совершенно разная для разных автовладельцев, и базовая ставка зависит от индивидуальных рисков. Так, аккуратные платят меньше (страховщики конкурируют за них), любители лихачить и устраивать ДТП или молодые водители без опыта платят больше, а средняя цена – это как средняя температура по больнице, у одного пациента 36,6 °C, а у другого 40+ °C. Нужно изучать предложения на рынке, но многие автовладельцы ещё не поняли, что цена полиса для одного и того же человека в разных страховых компаниях может сильно отличаться. Такие граждане по привычке ежегодно страхуются у одного страховщика и покупают страховку дороже, чем могли бы.
Я полагаю, что в целом ситуация со стоимостью полисов в ОСАГО стабильна и никаких резких подорожаний для всех подряд не будет. Самое главное, даже при средней цене полиса в 6 000 рублей, ОСАГО все равно доступный страховой продукт. Например, заправить автомобиль стоит 1 500–2 500 рублей. Получается, годовая стоимость ОСАГО сопоставима с месячной стоимостью заправки автомобиля. При этом не надо забыть, что последние 3 года страховщикам удавалось удерживать среднюю стоимость полисов на уровне около 5 600 рублей вопреки многочисленным кризисным явлениям в сегменте. На мой взгляд, это хорошо показывает их клиентоориентированность в отношении страхователей.
Напоследок хочу отметить, что законодателям и страховщикам не надо отказываться от идеи продажи ОСАГО в рассрочку, поскольку это может быть актуальным решением для самых высокоаварийных страхователей без возможности оплатить полную стоимость полиса в моменте. Впрочем, даже я, будучи аккуратным водителем и покупая страховку условно за 5 000 рублей, использовал бы такую возможность».