Дизельному двигателю исполнилось 125 лет - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

Дизельному двигателю исполнилось 125 лет

28 января, исполнилось 125 лет одному из наиболее распространённых типов двигателя – дизелю. В 1897 году в этот день построенный Рудольфом Дизелем в сотрудничестве с компанией MAN одноцилиндровый двигатель с воспламенением от сжатия показал способность стабильно работать продолжительное время.

В 1897 году в этот день построенный Рудольфом Дизелем в сотрудничестве с компанией MAN одноцилиндровый двигатель с воспламенением от сжатия показал способность стабильно работать продолжительное время. Первый патент Дизель получил в Германии 28 февраля 1892 года. Самый первый дизель был построен за в 1894 году, но после первого запуска он проработал одну минуту. И вот, наконец, тринадцать лет работы увенчались успехом.

Несмотря на способность работать сутками, двигатель Дизеля абсолютно не подходил для автомобиля по размерам и массе: высота около трёх метров, масса более четырёх тонн. При рабочем объёме 19,6 литра он развивал 20 л.с. Зато коэффициент полезного действия у него был 26,2 процента – выше, чем у бензиновых двигателей, и тем более паровых. Этот агрегат работал на растительном масле, так что можно отметить заодно и день рождения биотоплива.

Первый серийный автомобиль с дизелем был построен компанией Benz в 1923 году и представлен покупателям в феврале 1924 года.
Пятитонный грузовик модели 5K3 с двигателем мощностью 50 л. с. расходовал на 86 процентов меньше топлива, чем аналогичный с бензиновым двигателем!

На фото первый грузовик после 10 лет эксплуатации. Дизель доказал свою долговечность.

В России двигатель на основе идеи Дизеля был создан 22-летним Густавом Тринклером на Путиловском заводе в 1898 году, и испытан в 1900. В отличие от мотора Дизеля, двигатель Тринклера работал на жидком углеродном топливе, и благодаря более совершенной конструкции имел КПД 29 процентов. Однако к тому времени производство двигателей по патенту Дизеля уже налаживали на заводе «Людвиг Нобель». Лицензия стоила 800 тысяч марок, и Нобели не хотели конкуренции. В итоге Путиловский завод был вынужден прекратить свои разработки.

Владельцем завода «Людвиг Нобель» был сын основателя Эммануил Нобель – один из троих братьев Нобель, которые создали в России товарищество по добыче нефти. И завод был в большой степени загружен производством оборудования для разведки месторождений, нефтепромыслов, трубопроводов и т.п.

Место для тяжёлых, но эффективных дизелей, работающих на углеродном топливе нашлось там, где масса не имела значения, а нефти было много – дизели приводили в действие насосы на нефтепромыслах товарищества «БраНобель».

Дизели поставили и на первые в мире теплоходы. «Вандал», «Сармат» и «Скиф» были заложены на Коломенском заводе в 1902 году и предназначены для перевозки нефти. Правда, двигатели на них были шведского производства, лицензия Нобеля распространялась на две страны. Уже летом 1903 году дизель-электрический танкер «Вандал» приступил к работе.

Первый серийный легковой автомобиль с дизелем появился во Франции, в 1934 году. Но, как стало известно Auto3N, «Ситроен» выпустил лишь около сотни дизельных версий модели «Розали». А вот Mercedes-Benz 260 D выпускали с 1936 по 1940 год, и всего было сделано 1967 экземпляров.

Сначала он имел только один тип кузова пульман-ландоле, так как основным назначением была работа в такси. Машина стоила 7900 рейхсмарок, на 825 RM дороже бензинового Mercedes-Benz 230 с таким же кузовом.

Четырёхцилиндровый дизель 2,5 л/45 л.с. обеспечивал расход топливa 11 л/100 км. Это почти в полтора раза меньше, чем у бензинового 230 (2,2 л/55 л.с.), которому требовалось 16 литров бензина на сотню. В 1937 всё семейство W 138 модернизировали и расширили выбор кузовов для 260 D.

В США в 1929 году Клесси Камминз, основатель компании по производству дизелей, поставил двигатель с воспламенением от сжатия на подержанный «Паккард», и в январе 1930 года приехал на этой машине из Индианаполиса на автосалон в Нью-Йорке. На дорогу длиной около 1200 км он затратил всего 113 литров дизельного топлива общей стоимостью 1 доллар 38 центов.
В 1935 году Камминз поставил дизель на «Корд», и проехал от Нью-Йорка до Сан-Франциско, потратив на топливо 7 долларов 62 цента.

Но экономия не простимулировала жителей США покупать дизельные легковые автомобили, хотя грузовики и автобусы оснащали преимущественно дизелями. Первым серийным легковым «американцем» с дизелем стал внедорожник International Harvester в 1975 году. Весь спрос на легковые дизели покрывал импорт: до 1974 года это были исключительно «Мерседесы». А в 1975 году дизельные легковые начала поставлять и «Пежо», которая сразу захватила примерно половину этого сегмента рынка.

Самый известный пример использования дизелей на советских самолётах – двигатели Алексея Чаромского М-40Ф на ТБ-7 (также известен под обозначениями АНТ-42 и Пе-8). Низкий расход топлива позволил этим бомбардировщикам в 1941 осуществлять бомбардировку Берлина до Берлина и возвращаться на базу в городе Пушкин (Ленинградская область). Однако дизели показали себя не очень надёжными и сложными в управлении, и были заменены на бензиновые.
Дизели пробовали ставить и на первые опытные лайнеры Ил-12 в 1945 году, и планировали оснастить дизелями Ил-18 (поршневая версия 1946 года). Однако они были ещё недоработаны, и Ильюшин предпочёл более традиционные бензиновые. А новый Ил-18 в 1957 году стал первым советским турбовинтовым лайнером.

Эксперименты с дизелями в авиации начались ещё перед Первой мировой войной – Хуго Юнкерс построил первый авиационный дизель в 1913 году.

Первый успешный дизель для самолёта сделал «Паккард» DR-980 (на фото). Девятицилиндровый радиальный двигатель объёмом 16 литров развивал до 240 л.с. Оснащённый им самолёт «Bellanca CH-300» установил в 1931 году рекорд полёта без дозаправки, 84 часа 32 минуты на 481 галлоне топлива (1821 литр). Этот рекорд был побит только через 55 лет, самолётом Rutan Voyager, специально построенным для полёта вокруг Земли.

Автор – Валерий Чусов

Автор публикации

не в сети 3 года

Валерий Чусов

0
Комментарии: 0Публикации: 13Регистрация: 24-12-2021
Электронный журнал Авто3н
Комментарии