Какие-то решения внедрялись довольно быстро, как электрический стартер – он появился на Cadillac в 1912 году, а в 1919 году его начали ставить практически на все модели, в том числе на дешевые Ford T.
А вот закрытый кузов, которые впервые был реализован на Renault Type в 1899 году, лишь через 10 лет появился на Cadillac, а в целом в отрасли стал доминировать только в тридцатые годы XX века. До этого времени технологии производства не позволяли сделать его достаточно дешевым.
Так произошло со многими решениями – эксперты Auto3N считают их признаком современного автомобиля, а они на самом деле родились давным-давно, и просто долго не могли оказаться достаточно выгодными для массового производства или необходимыми для потребителей. Давайте вспомним о некоторых из них.
Многоклапанные двигатели
Первый 16-клапанный
Первый серийный двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр появился на Isotta Fraschini KM в 1910 году. Итальянская компания была основана в 1900 году как импортер Renault и других французских автомобилей, но уже скоро стала выпускать и собственные автомобили, легковые, а потом и грузовые.
Можно сказать, что ее бросало из крайности в крайность: первая гоночная модель Tipo D имела двигатель объемом 17,2 литра и мощностью 100 л.с., а следующая Tipo FE – 1,2 л/18 л.с. Но обе были успешны, и принесли компании известность. В 1910 году на Isotta Fraschini успешно испытали тормоза на всех четырех колесах – ранее все обходились только задними. И впервые тормоза на все колеса стали устанавливать на Tipo KM.
Другой новинкой стали четыре клапана на цилиндр. Удвоение числа клапанов означает увеличение суммарного проходного сечения клапанов, а также уменьшение размеров и массы каждого из них, что для такого большого двигателя ощутимо. Снижение массы и инерции деталей способствует ускорению работы механизма газораспределения. Четырехцилиндровый двигатель KM был меньше, чем у Tipo D – «всего»10,6 литра. Но развивал более высокую мощность, от 120 до 140 л. с. Isotta Fraschini KM была очень дорогой машиной, предназначенной в основном для автоспорта, и за четыре года до начала Первой мировой войны их выпустили лишь около 50 штук.
Два отдельных вала
Следующий шаг в развитии механизма газораспределения сделала Peugeot. В 1912 году Гран-При Франции выиграла модель Peugeot L-76.
Его двигатель был еще меньше, чем у Tipo KM, объемом 7,6 литра, но мощность его достигла 140 л.с. Он также имел 16 клапанов, но для привода впускных и выпускных клапанов применялись уже два отдельных вала в головке блока – это был первый двигатель с двумя распредвалами в головке, по-английски эта схема называется DOHC (Double Overhead Camshafts). Целью конструкторов было оптимизировать форму камеры сгорания, сделав ее полусферической, а для этого надо было наклонить клапаны, и обеспечить привод клапанов одним валом было невозможно. Сегодня схема с двумя распредвалами в головке – одна из самых распространенных.
Хет-трик
В 1914 году двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр принес победу Daimler. Организаторы «Гран-При Франции» ограничили объем двигателей 4,5 литрами. Новые правила были объявлены в сентябре 1913 года, и у конструкторов было мало времени для подготовки постройки нового двигателя. Для повышения эффективности под руководством Пауля Даймлера на основе авиационного мотора был спроектировал новый двигатель. Привод всех клапанов, в отличие от Peugeot, осуществлялся от единственного распредвала. На каждый цилиндр было три кулачка – два впускных открывал один рычаг от одного кулачка, а для привода каждого из выпускных были отдельные рычаги и кулачки. Двигатель развивал 115 л.с. DMG выставила на гонку несколько автомобилей Mercedes, ныне известных как тип 18/110.
«Гран-При» закончился триумфом Mercedes: шедший первым Peugeot незадолго до финиша сошел с дистанции из-за поломки, и три Mercedes финишировали один за другим – это был первый «хет-трик» в истории автоспорта. Гонки прошли 4 июля, а уже 1 августа Германия объявила войну России, и началась Первая мировая война. Она ускорила прогресс в военной технике, но надолго затормозила его в гражданской.
Валерий Чусов, специально для Auto3N