Иранские автомобили уже продавались на российском рынке в 2006-2009 годах.
Журнал AUTO3N уже сообщал, что за три года иранскому бренду Iran Khodro удалось реализовать около 12000 авто, но поставки были остановлены из-за введения экономических санкций против Ирана. После ужесточения ограничений в финансовом и энергетическом секторах иранское правительство снизило объемы внешней торговли, в том числе и с Россией.
Сегодня, в условиях меняющейся геополитической ситуации, иранский автопроизводитель планирует вернуться на российский рынок. Компактный седан Iran Khodro Tara, спроектированный на платформе французского концерна PSA Peugeot Citroen, можно будет купить в России уже в 2022 году. За счет удлиненного кузова и широкой колесной базы более 2,5 м автомобиль будет просторнее, чем Kia Rio и Hyundai Solaris. Модель также оснащена атмосферным двигателем 1,6 л мощностью 113 л.с. и классической коробкой автомат. Кроме того, специально для российского рынка производитель обещает добавить несколько премиум-опций, включая спортивную выхлопную систему, камеру заднего вида, сенсорный дисплей и штатный видеорегистратор, что по мнению представителей ГК “АвтоСпецЦентр”, может вывести Iran Khodro Tara в лидеры продаж среди бюджетных седанов.
На той же платформе построена и другая новинка Iran Khodro – кроссовер Rira, внешне похожий на Hyundai Santa Fe. Массовое производство этой модели в Иране планируется на 2023 год. Rira будет оснащен передним приводом, атмосферным или турбированным двигателем (в зависимости от комплектации) и шестиступенчатой АКПП. На данный момент кроссовер позиционируется как роскошный автомобиль, не имеющий аналогов на иранском рынке. В список оборудования входят виртуальная приборная панель, климат-контроль, большой экран мультимедиа, стеклянная крыша, датчики света и дождя, индукционная зарядка для гаджетов и другие современные опции.
Среди моделей из Ирана, которые в ближайшие годы могут появиться в нашей стране, ожидается и новый кроссовер К112, разработанный Iran Khodro совместно с другим иранским брендом SAIPA. Кроме того, марка SAIPA планирует поставлять на территорию России седан Shahin, который производится с использованием лицензионной платформы японской Toyota Yaris, а также компактную версию кроссовера Quik на аналогичной базе.
По предварительным данным стоимость иранских авто, которые планируются к ввозу в Россию, будет не такая бюджетная, как, например, у автомобилей отечественного производства. Хотя в пересчете на российскую валюту цена кроссовера Rira в Иране составляет около 900 000 руб., из-за НДС, утилизационного сбора и акцизов, уплачиваемых юридическими лицами на таможне, на российском рынке автомобиль будет стоить дороже. По подсчетам специалистов ГК АвтоСпецЦентр, с учетом таможенного сбора и регистрации ТС стоимость седана Shahin может составить около 1 200 000 руб. Однако если иранские автопроизводители решат локализовать производство в России, они смогут получить государственную поддержку и соответствующие компенсации, что позволит сократить конечную стоимость автомобилей.
При этом, даже с учетом разницы в цене,иномарки из Ирана могут стать привлекательной альтернативой отечественному автопрому за счет высокой технической оснащенности. Например, Iran Khodro Tara длиннее Lada Vesta, Kia Rio и Skoda Rapid, оборудован атмосферным двигателем объемом 1,6 л (113 л.с. и 144 Нм), 6-ступенчатой МКПП или АКПП, круиз-контролем, четырьмя подушками безопасности и мультимедийной системой. В ноябре 2023 года к перечню оснащения могут добавиться такие опции, как датчик открывания багажника под бампером, подогрев передних сидений и подлокотник на заднем ряду. Учитывая, что стоимость бюджетных российских моделей, при гораздо меньшем оснащении, составляет около 1000 000руб., иранский автомобиль за 1 200 000 руб. кажется привлекательнее.
Однако пока возможности локализации сборки или производства иранских автомобилей в России остаются под вопросом. В связи с чем возникают опасения по поводу поставок запчастей и доступности обслуживания– как гарантийного, так и после завершения срока гарантии. Например, китайские автопроизводители, имея широкую дилерскую сеть в России, уже наладили цепочки поставок комплектующих на регулярной основе. Иранским автоконцернам это только предстоит, нов условиях санкций в отношении обеих стран, этот процесс потребует больше времени.
«Если автомобили Iran Khodro и SAIPA будут конкурировать с китайскими производителями по цене и качеству, у Ирана есть хорошие шансы занять долю на российском рынке, – считает Владимир Желобов, директор департамента автомобилей с пробегом ГК “АвтоСпецЦентр”. – Сейчас многие отечественные предприятия, способные производить автомобили по полному циклу, открыты к сотрудничеству. Если иранские автоконцерны примут решение о локализации производства или сборки, это позволит им увеличить объемы продаж и выйти в лидеры. В перспективе бренды из Ирана могут стать для российских автолюбителей доступной заменой ушедшим из страны маркам».
Читайте по теме – Иран готов к совместному производству автозапчастей