Авторы : Сергей Наумовский – международный автоэксперт, Алексей Подщеколдин – Президент РОАД
Двойной НДС на автомобили с пробегом стало именем нарицательным при описании одно из самых слабых мест авторынка России. Но что такое двойной НДС, почему он настолько негативно влияет на авторынок и почему именно сейчас критически важно, наконец, отменить этот пережиток прошлого?
Цель этой публикации – подробно ответить на вопросы выше!
Начнём с того, почему это столь важно именно сейчас. Для этого посмотрим, как изменилась ситуация с доступностью новых автомобилей. В 2022 году из 60 брендов, в России осталось только 15! В 2023 году их ожидается около 25, однако это всё рвано более чем в два раза меньше, чем было ранее.
Множество дилерских центров осталось без возможности продавать новые автомобили.
Соответственно, дилерские центры вынуждены ставить акцент на продажу автомобилей с пробегом.
При этом у дилерских центров возникают проблемы с пополнением складов. 44% официальных и независимых дилеров ответили, что ключевой проблемой авторынка является – отсутствие ликвидных автомобилей с пробегом!
Полный автопарк России насчитывает около 50 миллионов единиц автомобилей, а в год в России продаётся более 5 миллионов автомобилей с пробегом. Почему дилеры говорят об отсутствии ликвидных автомобилей с пробегом? В России полностью отсутствует (и не может быть по умолчанию) оптовый рынок автомобилей с пробегом. Как так? Для того, чтобы это понять необходимо осознать структуру возможных сделок по автомобилям с пробегом. Разберём это подробно ниже.
Начнём с самого простого типа сделки – назовём этот тип #1. Это единственный тип сделок для российского рынка автомобилей с пробегом до 2009г.
Теперь посмотрим на тип сделки #2. До 2009 года этот тип сделки был, по сути, “запрещён” в России, так как возникал объект, подлежащий сбору НДС на всю сумму сделки.
С 2009 года, тип сделки #2 начал работать после [многолетних усилий дилеров продвинуть эту инициативу] принятия Федерального закона от 04.12.2008 № 251-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Тип сделок #3 начал расти с 2009 года, в силу того, что стали возможны сделки типа #2. До 2009 года этот тип сделок составлял ~1%
А теперь мы как раз подошли к оптовому рынку автомобилей с пробегом, то есть сделкам типа #4. На текущий момент этот тип сделки, по сути, “запрещён” в России, так как возникает объект, подлежащий сбору НДС на всю сумму сделки. Другими словами – ставка НДС 20% взимается со всего оборота при среднерыночной наценке 10%!
И вот поэтому не работает основная схема потоков автомобилей с пробегом.
Теперь отвлечёмся от проблем дилеров и посчитаем убытки бюджета Россия от возможности авторынка функционировать в современном режиме. Для этого сначала посмотрим объём продаж автомобилей с пробегом в России.
Теперь посмотрим долю рынка официальных дилеров. Она составляет около 10%, именно в силу того, что тип сделки #4 запрещён.
Для того, чтобы понять сколько теряет бюджет России в рублях, посмотрим на среднюю цену автомобиля с пробегом.
Учитывая данные выше, можно посчитать финансовую ёмкость рынка официальных дилеров и долю “серого” рынка.
Давайте посмотрим – по каким сделкам собирается НДС. Мы видим, что НДС собирается по двум типам сделок – дилер продаёт физическому лицу, и таких сделок около 10% и когда дилер продаёт дилеру (или юридическое лицо юридическому лицу). Таких сделок в России практически нет (менее одного процента), по очевидной причине, что эти сделки облагаются 20% НДС (тип сделки #4). Стоит отметить, что несколько лет назад, Минфин отказал в реформе НДС, сославшись именно на прогнозируемое [в этом случае] падение налоговых сборов. Подобный аргумент вызывает недоумение, связанное с тем, что насколько могут упасть налоговые сборы, в категории транзакций, где их практически на данный момент нет… То есть, по сути, государство получает налог только со сделок #3 – продажа автомобилей с пробегом дилерам физическим лицам.
То есть – доля продаж автомобилей с пробегом официальными дилерами в России – около 10%. Сравним этот показатель с другими странами. Безусловно, сравнение не в пользу России.
А теперь мы можем сделать прогноз сбора налогов, если будет проведена реформа НДС и доля продаж автомобилей с пробегом дилерскими центрами поднимется до вполне резонных 60%. Опять таки, сначала сделаем график, где покажем тип сделок, и укажет те из них, которые подпадают под сбор НДС. Целевая доля официального рынка – 60%.
Наконец можно сделать резонные прогнозы. Совершенно очевидно, что доля продаж официальных дилеров не вырастет до 60% сразу после реформы НДС. Предположим, что реформирование авторынка займёт 10 лет. Ниже дана таблица с прогнозами роста рынка, включая рост продаж, рост цен, рост доли дилеров и НДС, собранный на доход с продажи автомобилей с пробегом, то есть наценку. Для прогнозов была использована среднерыночная наценка (маржа) 10%.
Для тех читателей, которые предпочитают не озадачиваться сложными формулами, ниже мы покажем график роста сборов НДС в двух разрезах – без реформы НДС (доля дилеров 10%) и после реформы НДС (доля дилеров повышается до 60% за 10 лет).
А если всё это ещё больше упростить – сборы НДС за 10 лет без реформы НДС – около 141 миллиарда рублей, после реформы НДС – около 451 миллиардов рублей, то есть – бюджет России за 10 лет получит 310 миллиардов рублей дополнительных налоговых сборов!
Может создаться впечатление, что реформа НДС – это что-то крайне сложное, с точки зрения законотворчества. Однако (в упрощённом виде) вся рефолрма – это вопрос одного дополнительного параграфа!
Однако преимущества реформы НДС не ограничиваются только возможностью дилеров продавать больше автомобилей с пробегом, соответственно увеличив штат сотрудников и дополнительными сборами налогов для Государства. Реформа НДС открывает для потребителей России возможности приобретения автомобилей с пробегом более высокого качества и с меньшей вероятностью скрученного одометра, так как официальные дилерские центры проводят значительно более глубокую проверку и предпродажную подготовку, чем осуществляется на автомобилях “серого” рынка. То есть повышается безопасность автомобилей и безопасность движения на дорогах в целом.
Однако одной из самых значительных возможностей, которую открывает реформа НДС, причём не только для авторынка, но и для всей экономики России в целом – является создание профессиональной авто аукционной индустрии!
Автор этой публикации в течение длительного времени являлся ключевым консультантом в стратегической инициативе компаний Mitsubishi Corporation, MC Bank Rus и GLion Corporation. В ходе этих работ была создана операционная и финансовая модель профессиональной авто аукционной индустрии в масштабах всей России, используя гибридную модель передового опыта авто аукционной индустрии Японии и США. На тот момент инициатива не была реализована именно из-за двойного НДС, однако накопленный опыт, безусловно, может быть немедленно использован. Ниже показаны только некоторые из многочисленных преимуществ профессиональной авто аукционной индустрии.
- Рыночное ценообразование
- Стабильность цен и рынка подержанных автомобилей в целом
- Рыночная ликвидность и способность быстро превращать автомобили в деньги
- Возможность динамически обновлять автомобильные склады для дилеров
- Дополнительные финансовые инструменты для дилеров, потребителей и банков
- Критическая масса продавцов и покупателей
- Полный спектр услуг от доставки автомобилей, до ремонта и подготовки к продаже
- Стимулирует экономику вокруг локаций (рестораны, заправки, транспортные услуги, и т.д.)
- Средний аукцион дает работу 150 человек*
- Средний аукцион имеет годовой фонд заработной платы около 100 миллионов рублей*
- Годовой оборот индустрии в масштабах России – около 1.5 триллионов рублей*
- Потенциальный чистый годовой доход в масштабах России – более 65 миллиардов рублей*
*Полные и подробные расчёты финансовых прогнозов и операционная модель доступны по квалифицированному запросу
Ниже показана сводная таблица преимуществ реформы НДС для различных участников рынка.
Как стало известно журналу AUTO3N, в начале Июня 2023 года, после многих лет и неудачных попыток продвижения этой, критически важной инициативы, в Госдуму был внесён законопроект реформы НДС. Искренне хочется верить, что, в этот раз, Правительство доведёт этот закон до конца.
В автобизнесе России, несмотря на множество трудностей, также существуют значительные нереализованные бизнес возможности. Реформа НДС станет катализатором новых возможностей, как для авторынка, так и для всей экономики России в целом.
Источник – asroad.org