Молодые сотрудники, как шанс выжить автосервису - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

Молодые сотрудники, как шанс выжить автосервису

Потребительский экстремизм дополнил радикализм сотрудников. Если не начать растить молодых специалистов сегодня, то за несколько лет ваш автобизнес умрёт, — предупреждает Ольга Селезнёва, глава Региональной Ассоциации Станций Технического Обслуживания.

— Пандемия усилила напряжение в индустрии авторемонта. Поток клиентов снизился, маржинальность из-за роста цен на запчасти падает, а клиенты продолжают экономить. Семь лет подряд не растёт автопарк. Машин в возрасте до 13 лет становится всё меньше, а именно они интересны для автомастерских.

Многих в отрасли подсекла и катастрофа техосмотра. Я не драматизирую: нам пришлось обновить оборудование для проведения государственного технического осмотра (ГТО), вложить немалые личные средства в диагностические линии и программные обеспечения (ПО), а техосмотр отменили. Для многих это стало фатальным ударом, так как стабильный приток клиентов резко снизился и больше нет возможности определить реальное техническое состояние автомобиля.

И именно в этот момент, мы спотыкаемся о новый вызов для отрасли – произвол сотрудников, вызванный острым кадровым голодом.

— Про дефицит хороших специалистов вы говорите давно, но в чём выражается произвол сотрудников?

— Если раньше опасным вызовом для нас был потребительский экстремизм, когда клиенты-сутяжники, под надуманным (а иногда и под обоснованным) предлогом вытягивали из автосервиса деньги. То сейчас мы получили нож в спину от собственных возрастных специалистов.

Из-за ковида многие автомеханики, работавшие на сервисных предприятиях «вахтовым методом», решили вернуться в родные регионы или уйти в другую сферу бизнеса, опустошая рабочие места. Сегодня на рынке создался дефицит персонала СТО 50-70%, чем сразу же воспользовались некоторые старожилы в мастерских. Они первыми пришли к руководству с ультиматумом: резкое повышение зарплаты или увольнение.

— Но вы же начали с того, что маржинальность падает, поток клиентов – тоже. Как обеспечить растущие аппетиты персонала?

— На этот вопрос есть простой ответ: низкая квалификация сотрудника никогда не позволит ему зарабатывать столько, сколько высококвалифицированный  специалист. Не надо обеспечивать растущие аппетиты токсичных сотрудников, если они не обоснованы.  Если вы такому сотруднику отдадите последнюю рубаху, ему все равно будет мало. Все деньги будут уходить на «хотелки» таких сотрудников  и ваш бизнес разорится.

Но на практике всё сложнее. Среди автосервисов есть конкуренция, как за клиента, так и за квалифицированных специалистов. На данный момент профессия автомеханика является востребованной и высокооплачиваемой, таких специалистов реально не хватает. Руководитель, испытывая дефицит кадров, из-за которого несет финансовые потери, вынужден принимать на работу всех желающих. Через некоторое время эти сотрудники начинают диктовать свою волю.

— Пару лет назад вы говорили об этом, как о грядущей тенденции. Неужели ковид так сильно поменял рынок?

— Да, тренд назревал давно и не стал сюрпризом. Ассоциация «РАСТО» изначально ставила приоритетом создание пула молодых специалистов за счёт реализации авторской образовательной стратегии. Но до ковида мы думали, что у нас есть ещё 5-7 лет. Сейчас всем стало ясно, что счёт пошёл на годы.

Достаточно посмотреть на то, как крупные сети независимых автосервисов «пылесосят» рынок труда, запуская рекламу во всех соцсетях о найме и бесплатном обучении для молодых сотрудников по всей России.

— Вопрос от Auto3N – собственная система обучения вытянет отрасль?

— Стратегия, которую мы определили в Ассоциации  «РАСТО» уже работает и приносит свои плоды. Кстати, «Школе автомеханика РАСТО»  исполнился год. Нам удалось создать  систему подготовки молодых специалистов  и сейчас успешно ее обкатываем на 30 обучающихся  колледжа и техникума Одинцовского  района  Московской области на базе  ТЦ «ВОЛИН». Ежеквартально, по итогам обучения, туда приходят на дуальное обучение 4-6  студентов второго курса СПО. Группы  обучения малочисленные для того, чтобы максимально уделить внимание каждому ученику. Четыре часа теории и четыре часа практики ежедневно. Длительность краткосрочной подготовки 3 месяца. Для обучающихся создан социальный пакет: горячее питание и стипендия в 1 МРОТ. Обучение для студентов колледжей бесплатное. Лицензию на образовательную лицензию мы получили почти год назад. В течение года из 30 студентов, прошедших подготовку  остались работать 3 автомеханиками и 4 шиномонтажниками в сезон смены шин.    Скорее всего, они останутся с нами надолго, будут расти, строить карьеру и приносить прибыль.

Но большинство владельцев сервисных предприятий, несмотря на наш успех, до сих пор боятся привлекать молодежь!

— Чем же вызван этот страх, ведь выгоды очевидны?

— Часть руководителей не хотят конфликтов с существующей командой. «Старички» видят в молодых будущих конкурентов, боятся потерять свою ценность для руководства и не хотят делить доход. Почитайте интервью с тренерами «Школы механиков РАСТО», многие из них говорили о том, что пробиваться в автосервисе было сложно именно из-за давления «старших товарищей».

Другие не хотят тратить время и силы на поддержку молодых, на выстраивание отношений в коллективе. А это очень важно, иначе всех ваших практикантов просто «сожрут». К тому же, не каждый готов инвестировать в обучение и платить за ошибки новичков.

Посыл простой: работа идёт, и слава богу. Но такие руководители не имеют перспективы для своего бизнеса. Совсем скоро возрастные сотрудники проедят всю прибыль. Немногие собственники или управляющие автосервисов спешат в колледжи знакомится с руководством, студентами и родителями. Это общественная работа отнимает много сил, времени, денег. Не каждый на это готов. Надо человеку  «дозреть»,  чтобы отдавать, а не только получать.

— Справедливости ради, стоит заметить, что обучение даже готовых специалистов стоит дорого.

— А вы ещё верите в прибыль без инвестиций? Многие руководители готовы платить за подъёмники, диагностические сканеры, качественный инструмент и программные продукты для организации бизнес-процессов, но они же не готовы вкладывать деньги и время в развитие собственного персонала!

Ни один, даже самый дорогой стенд не будет работать самостоятельно, и ни один гайковёрт не начнёт заворачивать гайки сам.

Технический Центр «ВОЛИН» ежегодно проводит свыше 30 тренингов для своих сотрудников. Мы тратим на это больше миллиона рублей, растим персонал и зарабатываем вместе.

— Но стенд, гайковёрт и подъёмник – это своё. И миллион в кармане — своё. А сотрудник выучится и уйдёт к конкуренту, да ещё и спасибо не скажет.

— Помните, как в песне поётся «решайте сами иметь или не иметь». Если у вас не будет квалифицированного и компетентного сотрудника, проиграете вы: будет оборудование, но не будет прибыли – некому будет работать.

А если уйдёт, значит – не ваш. Обычно такие сотрудники сами проигрывают. Возьмем в пример ТЦ «ВОЛИН». Те, кто «надел корону», не хотел расти и развиваться, уходили, где они сейчас? В основном, сидят по грязным гаражам в промасленных робах. Эти сотрудники были не готовы к постоянному личностному и профессиональному росту, а цена их ошибок в ремонте стала очень высока для меня, как собственника. Таким образом, они сами отказались от перспектив, чистых ремзон и стабильно растущего дохода, напрямую зависящего от квалификации… значит, это был не их уровень.

Зато, позитивных примеров гораздо больше: кто-то хотел поискать себя, а потом возвращался, и теперь работает с ещё большим усердием. Кто-то вырос в нашего лучшего специалиста и приносит прибыль. Кто-то ушел в свой бизнес или на руководящие должности к коллегам, и мы до сих пор дружим.

— Получается, что возрастные специалисты не нужны?

— Речь совсем о другом. Люди без конкуренции перестают развиваться и выдвигают необоснованные требования. И то и другое, тянет наш бизнес вниз. Молодая кровь не сделает зрелых специалистов ненужными, но поможет стабилизировать расходы на фонд оплаты труда.

В массе своей молодые люди более продуктивны и заряжены положительно, что 20–25-летние могут оказаться эффективнее 50-летних.

Кроме того, здоровая конкуренция сделает наш бизнес эффективнее и полностью искоренит произвол и своевольность сотрудников. Поверьте, от этого выиграют все: отрасль, руководители автосервисов, мастера и автовладельцы.

— Есть ли быстрое решение проблемы?

— Есть успешный опыт краткосрочной программы подготовки начинающих специалистов, и его нужно масштабировать. Мы готовы делиться программами обучения со всеми участниками Ассоциации  «РАСТО».  А для тех, кто не может учить у себя, до конца года будет открыт федеральный учебно-выставочный центр компетенций на базе Техцентра «ВОЛИН», где мы соберём лучших технических тренеров России и самые последние достижения современных технологий авторемонта.

При этом, уже предусмотрены комплексные программы обучения и повышения квалификации, как для готовых профессионалов, так и для студентов. Ведь готовить новых специалистов нужно уже сейчас, через 2-3 года будет поздно. Просто не останется запаса времени.

Материал подготовил Иван Лапырин

Читайте по теме – Эксперт считает, что профобразование в России должно быть частным

Автор публикации

не в сети 2 часа

Auto3N

0
главный редактор
Комментарии: 97Публикации: 2405Регистрация: 15-10-2020
Электронный журнал Авто3н
Комментарии

  1. Василий+Иванов

    Да, всё верно в интервью!
    Застарелые “зубры” либо выгорают, либо не хотят передавать опыт молодежи. А из колледжей приходят совсем неопытные, которые тут же сбегают, так как работа тяжелая или так как хотят быть блогерами.
    Остаются лишь фанаты авто, те, кто любят автомобили и у кого глаза горят. Но это всего лишь 1%

    Ответить