Чуточку истории…
Изобретателем, впервые создавшим что-то вроде современной покрышки, был Роберт Томсон.
Случилось это в средине XIX столетия. Хитроумный шотландец прикрепил к колесу наполненную воздухом эластичную конструкцию – та была изготовлена из пропитанной каучуком парусины. К сожалению, в те времена передовая идея не прижилась. Позднее, уже в 1888 г. патент на схожее изобретение зарегистрировал неприметный житель Ирландии Джон Данлоп.
Его ноу-хау заключалось в применении особой надувной камеры, имевшей малый вес, но обеспечивавшей отличную амортизацию. Такое решение было оценено автомобилистами по достоинству: в 1889 г. Данлоп открывает шинный завод в Белфасте, а через пару лет – в Бирмингеме.
Что же касается шин, в которых камера отсутствует как таковая, то их история началась в 1903 г. – и все благодаря инженеру компании Goodyear Полу Литчфилду. Созданная им инновационная бескамерная автомобильная покрышка была представлена на нескольких выставках, но одобрения специалистов продукт не получил. Эксперты посчитали, что это новшество принесет более вреда, нежели пользы. Схожие разработки патентовали и позднее, но все без толку… И лишь в 1954 г. бескамерные шины нашли применение в линейке серийных автомобилей Packard.
Изначально автомобильные шины были белыми или бежевыми, и только в 1912 году приобрели привычный нам чёрный цвет, так как производители начали добавлять к резиновой основе углерод как консервирующий и стабилизирующий элемент.
Это любопытно
Но не только исторические факты могут привлечь внимание любознательного автомобилиста к шинной продукции…
• Шины – это не только резина
Многим известно, что внешняя часть резиновой покрышки упрочена особыми стальными слоями и армирующими кевларовыми волокнами. А еще в современных моделях колесной «обувки» содержатся титан, кобальт, кремний и не только… К примеру, специалисты компании Yokohama определили, что добавление апельсинового масла в резиновую смесь для производства шин видоизменяет отдельные характеристики готового продукта – это снижает сопротивление качению получаемых покрышек, увеличивает сцепление их с дорогой и продлевает срок эксплуатации. Примечательно, что «апельсиновые» шины уже успели пополнить экспозицию расположенного в Бостоне музея науки.
• Терпенье и труд…
Да, вдумчивое и серьезное отношение к труду всегда возвращается сторицей. Шинные производители упорно работают над тем, чтобы минимизировать вес выпускаемых образцов. Например, в Bridgestone для этого даже создали новую методологию изготовления металлокорда. В частности, разработанную инженерами модель Ecopia EP422 Plus характеризует не только отменное качество и надежность, но и низкое сопротивление качению. А еще эксперты из Японии трудятся, пытаясь снизить высоту протектора – этот фактор тоже должен повлиять на уменьшение веса покрышек. Чем хороша такая задумка? Малая высота протектора и сниженное значение сопротивления качению приведут к тому, что расход топлива при движении авто будет сокращаться.
• Спущенное колесо не повод прекращать путешествие
Не совсем так, конечно, но… Считается, что ездить на спущенном колесе можно, но очень недолго: при скорости около 80 км/ч – примерно 80 километров. Но эксперты из офиса компании Michelin утверждают, что это правило подлежит корректировке: чем ниже скорость перемещения, тем больший путь можно преодолеть (без вреда для покрышки). Так водитель, не ускоряющийся сверх 65 км/ч, может проехать на проблемной машине вдвое больше – 160 километров. Почему? Замедление автомобиля влечет за собой уменьшение скорости вращения поврежденного колеса, а значит – и менее активный его нагрев. При этом нужно помнить, что именно избыточное теплообразование несет в себе риск повреждения приспущенной покрышки.
• Шины – страшный сон эколога
Так ли это? Действительно, в процессе изготовления шин потребляется масса энергии, воды, нефтепродуктов, смол и не только. И хотя на современных свалках высятся груды отслуживших свое шин, это не катастрофа. Автомобильные покрышки хороши тем, что их можно утилизировать и сделать из вторсырья массу полезного. Так, резиновая крошка из шин становится основой для всевозможных уплотнителей и ковриков, обувной подошвы и кровельных материалов. А еще старую автомобильную резину преобразуют в синтетическое топливо, из нее извлекают металлокорд (может вновь использоваться в производстве шин) и технический углерод.
• Шинный парк развлечений
Он существует в Токио. Игровая площадка Nishi-Rokugo состоит из множества аттракционов и скульптур – и все они выполнены из отслуживших свое автомобильных шин. Японцы приводят сюда детишек, чтобы те от души порезвились: оседлали устрашающего Годзиллу, вскарабкались на динозавра или преодолели трудности затейливой горки. Всего для обустройства этого специфического парка развлечений креативным японцам потребовалось около 3000 покрышек.
А вы знали, что компания Adidas некоторым образом связана с автомобильными шинами?
Да-да, и все благодаря смышлености одного из сооснователей знаменитой фирмы Ади Дасслера. В 1920 г. его семья решила заняться пошивом обуви. Однако экономическая ситуация в Германии в ту пору была далеко не блестяща – в стране царила послевоенная разруха. Примечательно, что среди первых моделей, придуманных предприимчивым Ади, оказались тапочки. Хороших материалов в те годы просто не было, но членам семейства пришло на ум воспользоваться старыми покрышками (из них вырезали подошву) и списанным армейским обмундированием (его использовали как обувную ткань). На протяжении нескольких лет Дасслеры изготавливали по полсотни пар обуви ежедневно, а в 1925 г. организовали компанию, известную ныне во всем мире.
Фото – из сети Интернет