Доля e-сommerce растет: в 2020 году она составила 9% от всего розничного потребительского рынка и 21% от оборота непродовольственного ритейла.
За 2020 год количество заказов онлайн В2С выросло на 78% (365 млн. раз в России что-то заказали). Почти 50% от всех покупок составили заказы на крупных универсальных маркетплейсах. Самый большой рост количества заказов также наблюдался именно у них (57% от общего роста).
Объем рынка e-grocery составил 130 млрд рублей, он вырос в 3,5 раза год к году. Было выполнено 69 млн заказов, средний чек составил 1880 рублей. При этом Data Insight не включает в объем рынка продажи продуктов питания через универсальные и мультикатегорийные интернет-магазины и маркетплейсы. А в последнее время эта категория на крупных маркетплейсах пользуется большой популярностью.
Объем фармацевтического рынка составил 131 млрд рублей, он вырос в 1,5 раза год к году. Было выполнено 78 млн заказов, средний чек составил 1679 рублей.
При этом объем остального рынка онлайн-магазинов в 2020 году (исключая сегменты egrocery, фармацевтики и крупных маркетплейсов) составил 1725 млрд руб. (рост +38%). Было выполнено 278 млн заказов, средний чек составил 6205 руб. Обращает на себя внимание, что вышеперечисленные 4 маркетплейса выполнили в 1,5 раза больше заказов, чем остальные интернет-магазины.
Онлайн С2С рынок в денежном эквиваленте вырос на 87% за 1,5 года его годовой объем составил в 2020 году 1,06 трлн рублей при 568 млрд в 2018-2019 годах. Было совершено 301 млн продаж, средний чек – 3530 руб.
За 2020 год произошло снижение среднего чека в онлайн-торговле на 14%. Основными причинами снижения, по мнению аналитиков Data Insight, стали:
– превращение онлайн-заказов в повседневную практику,
– растущая доступность заказов с бесплатной или дешевой доставкой,
– опережающий рост универсальных магазинов с низким средним чеком,
– опережающий рост сегментов с низким средним чеком (интернет-аптеки, локальная доставка продуктов питания).
Эксперты прогнозируют дальнейшее снижение среднего чека: в 2021 году он станет 2790 руб., в 2025 году – 2260 руб.
В топ-1000 российских онлайн-магазинов произошли структурные изменения. Самый большой рост наблюдался у магазинов категории “Продукты питания”., в категории “автотовары” – рост 26%
Объем рынка розничного онлайн-экспорта в России – $1,16 млрд (83,8 млрд руб.). По сравнению с прошлым годом количество отправлений выросло на 11,7 млн, а средний чек снизился на 19%. Категория “Одежда и обувь”, как и в 2019 году, сохраняет лидерство по доле долларовой выручки (40%). Самые динамично развивающиеся категории – “Товары для дома и интерьера” и “Товары для спорта, отдыха и досуга”.
Источник – Вестник электронной коммерции.