К тому же, у 22-летнего джипа масса преимуществ:
1. Ты уже выучил все его слабые и сильные стороны. Помнишь, что уже заменил и примерно догадываешься, что придется менять в обозримом будущем.
2. Тебе абсолютно до лампочки его внешний вид. И даже, если кто-то в ночи добавит новую царапину, она затеряется среди старых.
3. Если вдруг что-то ломается, ты удивляешься куда меньше, чем владелец нового мерса, у которого стуканул движок.
4. Если у тебя давно один и тот же автомобиль, у тебя явно есть проверенный мастер и автосервис. А через них – выход на любые детали, причем по нормальной цене, а не как у официальных дилеров.
5. И да, важнейший момент: старый автомобиль уже не надо чинить у официалов, а значит экономия на ремонте тоже огромная, да и чинят лучше.
Из минусов: в старом автомобиле когда-нибудь сломается то, что не ломалось еще никогда. Поэтому в моем Гранд Чероки через 22 года эксплуатации, таки сломался моторчик очистителя заднего стекла. Я поехал к своему верному мастеру Серёже, у которого чинюсь уже лет пятнадцать. И через полчаса у меня было уже два неисправных моторчика. Второй Сережа сменил клиенту три года назад по причине сильного шума, но оставил в запасе на всякий случай. Мы надеялись, что он будет шуметь, но работать, но мотор признаков жизни не подавал. А мой жужжал, но дворником не шевелил. Сережа сказал, что в моем старом явно сломалась пластиковая шестерня. А вот в другом старом как раз мог умереть моторчик, но шестерня вполне могла оказаться целой. Осталось найти умельца, который из этих двух соберет хотя бы один живой. Ибо найти новый моторчик на древний джип не так просто и стоить он будет недешево.
Я приехал домой и написал обо всем в фэйсбук. Пять человек сразу вызвались починить. Правда, трое из них никогда не имели дела с подобными моторчиками, но им было очень интересно попробовать. Еще пара друзей выразили сомнения в этой затее. “Мне думается, что шестерня редуктора не сломалась, а выработалась, стёрлась, и во втором она в состоянии, уже близком к тому же… Т.е. собранный из двух тоже особо не жилец. Делал что-то подобное из 2-х сломанных актуаторов замков… недолго прожила конструкция,”– написал мне Ян Карлович. И он, конечно, был прав: во всех б/ушных моторчиках явно имеется своя степень износа.
Кроме того, оказалось, что большинство друзей вообще не заморачиваются по поводу заднего дворника. Вот их ответы:
Kai Jaworski: “У меня на Шеви тоже мертвый. На Кэдди пока работает, но если сдохнет, менять вряд ли буду.”
Сергей Навагин: “У меня давно поломался. Но я забил. На что там сзади смотреть?”
Вениамин Шехтман: “Можно просто забить. У меня на трёх машинах, включая нынешнюю, они или ломались или сразу не работали. Про те, что были раньше не помню, наверное и там их не было. Задний дворник деталь не самая бесполезная, но близко к тому.”
Антон Прохоров: “У меня тоже задний дворник сломан. Но там разлетелись пластик и крепление поводка. В багажнике валяется новый комплект. Уже третий месяц…. Руки не доходят заменить.”
Юрий Юдич: “Я уже года три езжу без заднего дворника, моторчик умер да и ладно. Так уж получилось, что меня когда учили ездить, говорили, что смотреть через салонное зеркало в заднее стекло – это непрофессионально. Я только боковыми зеркалами пользуюсь, а салонное зеркало – так, подмигнуть кому-нибудь на заднем сиденье.”
В том, что задний дворник и зеркало заднего вида не нужны Юрию Юдичу, я точно не сомневаюсь: в армии он был командиром танка. Ему, в принципе, и лобового стекла слишком много – хватило бы и смотровой щели. И еще понравился лайфхак от Виктора Рылова: “Просто нужно представить, что Вы на грузовике, и вопрос отпадёт сам собой”.
А мне и представлять не надо: я ведь учился водить на ГАЗ-53. Там были только боковые зеркала, которые мы регулярно били об столбы и стены домов в процессе сурового обучения езде на грузовике по городу. То есть иногда вообще было не видно, что там сзади. Но человек быстро привыкает к хорошему. И оказалось, что я за долгие годы настолько привык к чистому заднему стеклу, что теперь просто не могу видеть на нем капли и грязь.
И да, мне даже нашли новый моторчик! Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Эрнстович Хайцеэр лично поставил в ружье всех экспертов по запчастям. И они отыскали абсолютно новый экземпляр в Ярославле за 12 тысяч рублей. Правда, такую роскошь я себе позволить не мог, поэтому обратился к своему старинному другу Максу. Вообще-то, Макс уже лет двадцать чинит и настраивает всей нашей семье компьютеры, а в свободное время чинит вообще всё, что плохо работает. Макс разобрал оба моторчика.
Мой старый был мексиканский, а донорский от Сережи – французский. И вот, что выяснилось:
Я человек неверующий, но в Макса верю. И он не подвел. Правда, для этого ему потребовался второй Макс – сосед по гаражу, у которого там свой маленький автосервис. Вместе они умудрились собрать из двух убитых моторчиков один исправный:
И за 5 минут установили его на место. Денег они вообще брать не хотели под предлогом, что “нам самим было интересно, получится или нет”. Но я настоял, конечно: не мог не отблагодарить спасителей. Теперь джип снова радостно виляет хвостом, обеспечивая безупречный обзор сзади.
А дорогим читателям Auto3N дам совет от мастера Сережи: время от времени включайте задний дворник, даже если стекло чистое и погода сухая. Иначе у него от бездействия закисают всякие валы и шестерни, а потом выходят из строя. И особенно это актуально во время очередных скачков пандемии коронавируса, когда многие работают на удаленке и ездят меньше. Так же не надо надеяться, что дворник способен ломать лед или смести 20 сантиметров мокрого снега. Сделайте это щеткой, а уж потом включайте.
Автор – Игорь Чер-ский, специально для Auto3N