Электромобили нам больше не в новинку, как раньше, и их производство за 15 лет стало дешевле. Новое исследование американского Управления транспортных технологий Министерства энергетики показывает, что стоимость аккумуляторных батарей для электромобилей снизилась на целых 90 процентов в период с 2008 по 2023 год. Это позволяет автопроизводителям сократить разрыв в ценах между автомобилями с ДВС и электромобилями.
Одним из важнейших факторов в производстве электромобилей является размер, вес и стоимость аккумуляторной батареи. И, к счастью, стоимость батарей постоянно снижается в течение последних десятилетий благодаря усовершенствованиям в технологиях и химии, новым производственным процессам и значительному увеличению объемов производства.
По данным исследования, стоимость литий-ионного аккумулятора снизилась с 1415 долларов США за кВт/ч в 2008 году до 139 долларов за кВт/ч в 2023 году. Правда, если учесть 15 лет инфляции, то разница будет не так уж и велика — при корректировке по текущему курсу стоимость могла бы составить сейчас примерно 1000 долларов. Тем не менее, падение цен впечатляет, особенно в период с 2009 по 2013 год.
Оценки учитывают легковые автомобили с объемом производства не менее 100 000 единиц в год. Если бы стоимость батарей не падала, сегодняшний аккумулятор Tesla Model Y емкостью 81 кВт/ч стоил бы 114 615 долларов в 2008 году, а не 11 259 долларов в 2023 году.
Автопроизводители ожидают, что стоимость аккумуляторов продолжит снижаться в течение следующих нескольких лет, что сделает доступные электромобили реальностью. Исследование аналитической компании Gartner показывает, что к 2027 году производство электромобилей станет дешевле, чем автомобилей с ДВС. Многие компании прогнозируют, что ценовой паритет между электромобилями и автомобилями с ДВС будет достигнут к концу десятилетия.
Снижение стоимости производства и более низкие рекомендуемые розничные цены приведут к значительной экономии для покупателей электромобилей, особенно если учесть стоимость владения. Согласно недавнему исследованию JD Power, общая стоимость электромобилей за пятилетний период уже ниже, чем у автомобилей с ДВС в 48 из 50 штатов США.
Впрочем, пока неизвестно, окажет ли глобальное замедление производства электромобилей негативное влияние на снижение стоимости аккумуляторов, поскольку запланированное наращивание производства на ближайшее будущее оказалось весьма оптимистичным.