ВАЗ-2108 «Спутник» в народе называли «восьмёрка» или «зубило».
Выпускался серийно в 1984—2004 годах, а в 2004 году на конвейере автомобиль был заменён рестайлинговой моделью ВАЗ-2113.
Проект переднеприводного автомобиля начал разрабатываться Волжским автозаводом в 1971 году.
С 1971 по 1977 годы на заводе было спроектировано и построено несколько опытных образцов переднеприводных машин. Проектирование ВАЗ—2108 начато в мае 1977 года, а 17 февраля 1978 года Министерство автомобильной промышленности СССР утвердило техническое задание ВАЗу на семейство переднеприводных автомобилей.
К этому времени на заводе уже имелась вполне отработанная концепция будущей машины. Первый прототип ВАЗ-2108 был готов в конце 1978 года, а в феврале 1979-го начались его лабораторные испытания. Некоторые узлы и агрегаты ВАЗ-2108 разрабатывались совместно с западными компаниями Porsche и UTS.
29 мая 1979 года вышло постановление Совета министров СССР № 470 «О разработке и освоении на Волжском автозаводе семейства переднеприводных автомобилей». Официально о создании в Тольятти новой модели легкового автомобиля объявил министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков в своём выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года.
Производство первой партии из 2000 товарных автомобилей было начато 17 декабря 1984 года, 22 декабря 1984 первые серийные ВАЗ-2108 сошли с конвейера, а в первой половине 1985 года автомобили стали поступать в магазины по цене 8345 руб.
Кузов ВАЗ-2108 имел трёхдверную цельнометаллическую сварную несущую конструкцию. Все детали и узлы кузова, кроме навесных, составляли собой единое целое, сваренное контактной точечной сваркой, а сильно нагруженные детали дополнительно приварены электродуговой сваркой.
Передний тормозной механизм был дисковый, открытый, задний — барабанный, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. На ВАЗ-2108 применяется однопроводная схема соединений (минус на массе). На модификации ВАЗ-21083 устанавливалась микропроцессорная система управления двигателем.
На автомобиле была установлена подвеска типа «качающаяся свеча» или МакФерсон, торсионно-рычажная подвеска задних колёс. Направляющим устройством подвески являются два продольных рычага, соединённых между собой упругим соединителем. Независимость хода каждого колеса обеспечивалась за счёт скручивания усилителя, имеющего U-образное сечение, которое обладает большой жёсткостью на изгиб и малой — на кручение.
Машина участвовала во всесоюзных гонках СССР, после его распада участвовала в кольцевых чемпионатах России в классах «Туризм» («Туризм — 1600») и «Супертуризм». С 1998 по 2002 годы — участник Национальной Гоночной Серии «Кубок Лада».
Всего выпущено 884 657 машин этой модели.