По определенным категориям товаров снижение с начала текущего года составляет 15 – 20%. Например, если в январе 2021 г. предложение тормозных колодок на конкретный автомобиль на российском авторынке было представлено из порядка 50 брендов, то по состоянию на середину октября на складах поставщиков есть в наличии меньше 40 марок данных автомобильных запчастей. Заметное падение наблюдается и с поставками масляных фильтров: если еще в начале года на складах продавцов автомобильных запчастей на конкретную модель автомобиля можно было выбрать моторное масло из порядка 100 брендов, то сейчас это число сократилось до менее 70. В свечах зажигания из 25 присутствующих на рынке брендов выбор для той или иной модели авто остался в среднем из 20 марок.
Сокращение предлагаемого ассортимента связано с логистическими трудностями, удорожанием материалов (металла, базовых масел и пр.), колебанием валютных курсов, дефицитом микрочипов, а также с непредсказуемостью спроса.
Владислав Соловьев, президент маркетплейса Autodoc.ru:
«Пока на рынке автомобильных автозапчастей в России наблюдается устойчивый спрос, и в некоторых сегментах он растет. Например, в преддверии зимы мы наблюдаем сезонный всплеск на расходные материалы – скажем, вдвое выросли продажи свечей зажигания, на 30 – 50 процентов увеличился спрос на аккумуляторы, детали систем электропитания, на смазочные материалы. Однако если экономическая ситуация будет ухудшаться, то люди станут меньше ездить. Нельзя исключать и возможность новых локдаунов, которые также могут снизить частоту передвижений на личном автотранспорте. В этой связи продавцы стараются вести острожные закупки автозапчастей впрок, чтобы потому не остаться с переполненными складами».
По прогнозам специалистов, в ближайшее время сокращение ассортимента запчастей будет продолжаться. Особенно стоит ожидать сокращения автозапчастей, связанных с электроникой. На это влияет продолжающаяся нехватка в автомобильной индустрии полупроводников. Ведущие мировые производители автокомпонентов, такие, как, например, Continental, Bosch с трудом успевают выполнять свои обязательство по первичной комплектации автомобилей, на выпуск запчастей для послепродажного обслуживания у них остается все меньше ресурсов.
На российском рынке запчастей уже ощущается нехватка некоторых деталей электроники: например, систем зажигания, генераторов, а также ряда датчиков. Но, при этом,в целом с начала этого года сам рынок рос – от 30 до 70% в зависимости от товарной группы, отмечают представители брендов.