Работы над созданием нового автомобиля представительского сегмента, призванного заменить модель ГАЗ-12, стартовали в середине 1950-х годов «с чистого листа» усилиями большого коллектива инженеров, конструкторов и дизайнеров «Горьковского автозавода»… а уже летом 1957-го был собран первый опытный экземпляр седана ГАЗ-13, получивший название «Чайка».
До мелкосерийного производства трехобъемник добрался в начале 1959 года, а уже через несколько лет, в 1962-м, его слегка обновили – машине отделили новый карбюратор, другую отделку салона и иные колесные колпаки.
Даже полностью нагруженная, «Чайка» с птичьей легкостью разгонялась до 160 км/ч и расходовала всего 21 литр бензина на сотню километров.
Разумеется, этот автомобиль был не доступен простому потребителю, в продажу он не поступал.
Выпускалась «Чайка» ограниченной серией: c 1959 по 1981 годы было собрано всего 3189 ГАЗ-13.
На таких служебных автомобилях свое время возили глав министерств, первых секретарей республиканских компартий, послов СССР в зарубежных странах. Довольно много ГАЗ-13 стояло в гараже столичного дипкорпуса: на них катали послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии.
Известно, что в подарок от Никиты Хрущева «Чайку» в личное распоряжение получали Михаил Шолохов, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Галина Уланова и Фидель Кастро. Сегодня этот автомобиль можно встретить разве что на парадах ретро-автомобилей и в свадебном кортеже.
В неизменном виде выпуск четырехдверки продолжался до 1981 года, когда и был окончательно свернут.
Технические характеристики.
Для «Чайки» оригинального воплощения предлагался только один бензиновый двигатель – это V-образная «восьмерка» объемом 5.5 литров (5526 кубических сантиметров) с алюминиевым блоком цилиндров, карбюраторным впрыском, 16-клапанным ГРМ и жидкостным охлаждением, производящая 195 «жеребцов» при 4400 об/минуту и 412 Нм предельного момента при 2500 об/минуту. Силовой агрегат на автомобиле состыкован с 3-ступенчатым гидромеханическим «автоматом», имеющим кнопочное переключение диапазонов, и заднеприводной трансмиссией. С места до 100 км/ч советский лимузин устремляется по истечению 20 секунд, максимально достигает 160 км/ч и «поедает» порядка 17.5 литров топлива в смешанных условиях.
В основе ГАЗ-13 «Чайка» находилась X-образная хребтовая рама, к которой посредством резиновых проставок прикреплен стальной кузов. На передней оси седана использована независимая пружинно-рычажная подвеска с гидравлическими амортизаторами, а в задней части – зависимая система на двух полуэллиптических рессорах (также с амортизаторами). Автомобиль оснащен рулевым управлением с 2-х гребневым роликом и гидравлическим усилителем. Четырехдверка демонстрирует тормозную систему с вакуумным усилителем: спереди она «щеголяет» дисковыми устройствами, а сзади – более простыми «барабанами».
ГАЗ-13 «Чайка» имеет большое количество модификаций, среди которых — ГАЗ-13 Б, ГАЗ-13С и многие другие. Каждый из автомобилей обладал различными характеристиками. «Чайка» имела киносъемочную вариацию, в которой крыша автомобиля была полностью срезана, и внутрь устанавливалось съемочное оборудование.
Насколько известно журналу AUTO3N, до наших дней «дожило» совсем немного экземпляров ГАЗ-13 «Чайка», а их стоимость сами хозяева исчисляют миллионами рублей.