ЗАЗ-965 — советский микролитражный автомобиль, выпускался с 1960 по 1963 год. В народе сразу получил прозвища “мыльница” и “горбатый”.
ЗАЗ-965А — модификация с двигателем мощностью 27 л. с., а позднее 30 л. с., выпускался с 1 с ноября 1962 по 1969 год.
Всего было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.
Прототипом «горбатого» стал «Москвич-444», созданный по образу итальянского FIAT 600.
К началу 1960-х СССР окончательно оправился от войны, росло городское население и его запросы. Возникла потребность в недорогом массовом автомобиле, а «Москвич-401» к 1956 году был снят с производства.
«Москвич-402» был крупным, мощным и дорогим. А «горбатый» удалось сделать недорогим и массовым автомобилем. На смену «горбатому», пришел «ушастый». Причем многие машины дожили до наших дней.
«Запорожец» стал первым народным автомобилем. Он стоил около 1800 рублей. По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.).
Автомобиль не был мощным, но имел хорошую проходимость.
В 1970 годах в СССР настала эра “Жигулей” и популярность “запорожцев” сошла на нет. Возродилась она в 2000-е годы среди любителей и фанатов ретро-авто.