По данным Зарплаты.ру, количество вакансий в сфере автосервиса начало расти летом 2020 года. Тогда аналитики зафиксировали увеличение числа предложений от работодателей на 30% в сравнении с аналогичным периодом 2019-го. При этом количество соискателей в автосфере стало заметно снижаться, что приблизило рынок к дефициту кадров.
Далее ситуация только усугубилась. В большинстве городов количество вакансий продолжало расти. Пик пришелся на июнь 2021 года, когда спрос на сотрудников автосервиса увеличился в сравнении с допандемийным периодом на 40%. В начале лета кадровый голод сильнее всего ударил по владельцам автосервисов Челябинска, Красноярска, Новокузнецка и Самары.
Более чем вдвое в этих городах вырос спрос на автомехаников, автоэлектриков, мотористов.
Работодатели стали чаще искать механиков легковых автомобилей и реже нуждаться в мастерах-приемщиках, мотористах. По-прежнему большим спросом пользуются автоэлектрики-диагносты. Вакансии по этой специальности, как и до пандемии коронавируса, закрываются сложно и долго. Намного лучше обстоят дела с кузовщиками-жестянщиками. Вероятно, для данной категории персонала работодатели нашли новые подходы в отборе соискателей.
Из-за сложностей с закрытием ряда вакансий увеличилось количество предложений для автомехаников с переездом в другие города и регионы. В начале 2020 года только 15% вакансий предполагали переезд или вахту, к началу октября 2021-го более трети предложений подразумевают такие условия труда.
Дефицит сотрудников в автосервисе привел к росту заработной платы. Как стало известно журналу Auto3N, средняя зарплата мастера-приемщика в России увеличилась c третьего квартала 2019 года к июлю-сентябрю 2021-го ровно на четверть. На втором месте по повышению оплаты труда — кузовщики-жестянщики (+24% за два года), замыкают тройку автоэлектрики (+20%).
Самый большой рост зарплат по всем группам профессий в сфере автосервиса зафиксирован в Омске — на 25%, наименьший — в Самаре (менее 2%) .
Существенный дефицит кадров рабочих специальностей подпитывается ограничениями на въезд мигрантов. Автомеханику стало проще устроиться на стройку, чтобы увеличить свои доходы по сравнению с заработком на ремонте машин. Кто-то из специалистов предпочел остаться дома и жить на пособие по безработице.
Дополнительное влияние на обострение дефицита кадров в сфере автосервиса накладывает сложная демографическая ситуация, которая является отголоском низкой рождаемости в 90-х годах. На рынок труда не выходит такое количество молодых специалистов, как 5-10 лет назад.
“Если раньше в месяц закрывали 120-130 вакансий, то сейчас в лучшем случае 60. При том, что расширили рекламные и другие каналы на привлечение кандидатов. По нашим данным, по России автомеханики зарабатывают 60-90 тысяч рублей, диагносты 70-100 тысяч рублей, за исключением Москвы.” — сообщила HR-директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Светлана Соловьева.
Данную проблему, помимо сети FIT SERVICE, решает и Ассоциация независимых автосервисов “РАСТО”, успешный проект которой – “Школа автомехаников” направлен на привлечение и обучение молодых специалистов в авторемонтную отрасль.