Три ключевых института Европейского союза — исполнительная власть, парламент и все государства-члены — согласовали план по фактическому запрету на продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года. В дальнейшем, производители смогут продавать автомобили только с нулевым уровнем выбросов. Такое решение принято в рамках стратегии «Fit for 55», которая борется с последствиями изменения климата и нацелена на сокращение чистых выбросов парниковых газов как минимум на 55% к 2030 г.
Впервые стратегию «Fit for 55» представили в июле 2021 года, а в июне 2022 года, после раундов переговоров, она была одобрена всеми государствами-членами ЕС. Согласно стратегии, к 2035 году автопроизводители будут вынуждены отказаться от всех бензиновых, дизельных, гибридных и подключаемых гибридных моделей из своих европейских модельных рядов. Мелкие производители, такие как Ferrari и Lamborghini, получили отсрочку на один год.
Помимо цели по нулевому уровню выбросов к 2035 году, к 2030 году все автопроизводители должны сократить выбросы CO2 новых автомобилей на 55 процентов по сравнению с уровнями 2021 года. По данным группы Transport & Environment, на автомобили и легкие коммерческие автомобили сегодня приходится 16 процентов всех выбросов парниковых газов в Европе.
Многие надеялись, что электронное топливо продлит жизненный цикл двигателя внутреннего сгорания, но такие транспортные средства всё равно выбрасывают выхлопные газы. На данный момент единственные автомобили, которые соответствуют правилу нулевого выброса — это электромобили с батарейным питанием и электромобили на топливных элементах. Тем не менее существует необязательное предложение государств-членов, призывающее Европейскую комиссию разрешить регистрацию транспортных средств, использующих углеродно-нейтральное топливо, после 2035 года.
Европа — один из важнейших рынков для автопроизводителей, поэтому решение ЕС будет иметь глобальные последствия. Компаниям необходимо будет продолжать вкладывать значительные средства в электромобили, чтобы ускорить процесс перехода. Это означает, что на разработку двигателей внутреннего сгорания для других регионов с менее строгими нормами выбросов также будет потрачено меньше средств. Среди компаний, которые обязались прекратить предлагать автомобили с ДВС в Европе к 2035 году или даже раньше, — Volkswagen, Stellantis, Ford и Jaguar Land Rover.
Как сообщает Automotive News Europe, Франс Тиммерманс, комиссар ЕС по климатической политике, сказал: «Европейские автопроизводители уже доказывают, что они готовы взять на себя ответственность, и на рынок выходит все больше и больше доступных электромобилей. Скорость, с которой это изменение произошло за последние несколько лет, поразительна».
Оливер Зипсе, президент ACEA и генеральный директор BMW, сказал: «Сейчас мы стремимся к тому, чтобы рамочные условия, необходимые для достижения целей, заявленных в стратегии «Fit for 55», нашли отражение в политике ЕС. Требуется большой выбор возобновляемых источников энергии, частная и общественная сеть зарядных станций и доступ к сырью».
Амбициозная сделка, как стало известно журналу AUTO3N, вызывает и негативную реакцию. Одни опасаются, что европейцы будут продолжать ездить на старых автомобилях, не имея возможности позволить себе новый электромобиль. Другие критикуют план за то, что он не касается выбросов при производстве, которые могут быть выше у электромобилей по сравнению с автомобилями с ДВС. Тем не менее Европа чётко обознаила план сократить выбросы парниковых газов к 2030 году и следовать стратегии «Fit for 55».