Автор – Андрей Афанасьев
Рост выручки, количества заказов, значения среднего чека поддержали тренд на переход к онлайн продажам. Но так ли всё однозначно? На мой взгляд нет! Есть несколько факторов, которые немного путают «карты»:
- Рост «шинников», в основном опережает «запчастистов»;
- Средний чек в запчастях стагнирует или оказывается ниже рынка;
Кто «вывозит» в онлайн авторитейле?
Тенденция роста отдельных (без СТО) интернет-магазинов автозапчастей, на мой взгляд окончательно сломлена, так, даже у лидеров рынка autodoc и emex наблюдается «кризис жанра». Не «вывозят» они растущий интерес к онлайну. Отрывают лакомые куски рынка и новые игроки – растёт сетка интернет-магазинов AUTO3N, которая по итогам 2020 года заняла 16 место в ТОП50 франшиз по версии РБК, а магазин автотоваров «АвтоМоё» по версии Forbes заняли 9-ое место в категории франшиз с вложениями от 1 до 5 млн.руб.
Но если «запчастисты» сдают позиции, то «шинники» прочно стоят на ногах и продолжают свой двузначный рост в онлайне наблюдающийся из года в год, разве что mosautoshina.ru немного выпадает из канвы. Связан такой разрыв между двумя ветвями интернет авторитейла с несколькими фактами:
- автомобиль всё сложнее и сложнее починить самостоятельно,
- гарантийная политика интернет-магазинов автозапчастей не совпадает с ожиданиями клиентов,
- продажа шин связана с услугой,
- рост активности сетевых автосервисов.
Куда «катится» этот мир?
По моему мнению, в ближайшее время (2-3 года) мы станем свидетелями переформатирования авторынка в целом и каждого из его сегментов в частности. Так претерпит изменения продажа автомобилей, автосервис станет более цивилизованным и зарегулированным, а магазины запчастей перейдут ближе к сервисным зонам или обзаведутся наконец своими СТО. Об этом свидетельствует и рост, как интересных предложений сервисноориентированных франшиз так в том же прошлогоднем рейтинге от РБК ТОП50 франшиз 2019 NokianTyres застолбили за собой 6-е место, ЕвроАвто были на на 18-м месте, Vianor заниал 20-е место.
А вот безусловным лидером в сегменте авто, и не только, стала франшиза Fit Service. Взлёт с 6-го на 3-е место в 2020 году стал результатом грамотной политики «оранжевой» компании в области работы с франчайзи, агрессивной и очень точной рекламной компании и без сомнения повышающегося качества оказания услуг при растущей зоне покрытия и узнаваемости бренда.
Отчасти успехи Fit Service и других лидеров сервисного авторынка оттянули на себя часть покупателей из интернет-магазинов автозапчастей. Вот как выглядят результаты сети в продажах запчастей с 2018 по 2020 год:
Результаты поразительные. Двузначный рост выручки, количества заказов и среднего чека свидетельствует о том, что FitService наращивает клиентскую базу так же быстро или даже быстрее, чем того требует рынок сейчас. Игра в долгую и задел на будущее.
Наращивая «мышечную массу» – развиваясь по горизонтали и вертикали равномерно Fit сохраняет и наращивает темп своего роста, задаёт стандарты рынку в целом. И самое интересное то, что в стремлении наверх, ломая стереотипы, создаются новые альянсы.
И в завершении раскрою тайну, которая скорее всего переформатирует и рынок франшиз, и рынок интернет-магазинов России в ближайшее время: по подтверждённым в сети Fit Service сведениям в скором времени следует ожидать заявление о коллаборации между крупным шинным дистрибьютором и Fit Service. Обещает быть достаточно прочным и выгодным данный союз по нескольким причинам:
- Fit получает как минимум 2 гарантированных машинозаезда в год от клиента.
- «Шинники» получат рынок сбыта и снижение затрат на оборудование шиномонтажа.
- Оба игрока поддерживают двузначные темпы роста компаний.
И я даже вижу эти рекламные слоганы:
- Купил шины, почини машину.
- Fit шины, нет проблем с машиной.
- Вы купили у нас шины, мы в ответе за машину.
- «И запчасти есть, и шины, мы в ответе за машину» FitService/FitTyres
Новости подобного масштаба не часто появляются на Российском рынке, возможно данный альянс можно сравнить с поглощением компанией “КлючАвто” дилерских центров по всей стране. Но для меня покупка дилерских центров в преддверии перехода на прямые продажи от производителей выглядит, как обрастание «жирком», а Fit, как я и писал выше, наращивает «мышечную массу».