Акции китайских автопроизводителей недавно упали после сообщений о том, что Европейская комиссия рассматривает возможность применения пошлин в отношении дешевых электромобилей, которые наводнили рынок. Если они вступят в силу, это может больно ударить по экспортному балансу Китая, в котором автомобили значительно обгоняют большинство других товаров.
Данные европейской таможни показывают, что поставки китайских автомобилей с новыми типами двигателей — гибридов и электромобилей — в Европейский Союз увеличились на 112 процентов за первые семь месяцев 2023 года и на ошеломляющие 361 процент по сравнению с 2021 годом.
Как Китай продавать так много дешевых электромобилей? Ну, во-первых, страна обладает избыточными мощностями. Билл Руссо, генеральный директор шанхайской консалтинговой фирмы Automobility, считает, что в Китае избыточная мощность составляет 10 миллионов автомобилей в год.
Избыточное предложение и тот факт, что Пекин субсидирует электромобили, привели к тому, что китайские электромобили на одну пятую дешевле, чем эквивалентные модели, произведенные в ЕС.
Auto News сообщает, что за время действия субсидий с 2009 по 2021 год Китай, по оценкам, выплатил около 15 миллиардов долларов в качестве стимулов для производителей электромобилей. А в июне 2023 года Китай объявил еще больше налоговых льгот. Сумма последнего пакета составляет 520 миллиардов юаней (72 миллиарда долларов), которые будут освоены в течение следующих четырех лет. По оценкам AlixPartners, в период с 2016 по 2022 год Китай потратил 57 миллиардов долларов на стимулирование рынка электромобилей и гибридов.
Конечно, рост спроса на электромобили и электрифицированные автомобили вызывает сильный ажиотаж и среди западных автопроизводителей, которые открывают новые автозаводы. К ним относятся, например, Tesla, BMW и Renault. А, например, Volkswagen недавно заключил сделку с китайской Xpeng, чтобы запустить производство моделей, адаптированных к местным условиям.
В любом случае автопроизводители в Китае, несомненно, получают выгоду от своих внутренних субсидий. Это позволило китайской компании CATL стать крупнейшим в мире производителем аккумуляторов, а BYD — обойти Volkswagen и стать самым продаваемым автомобильным брендом в Китае.
Одновременно, китайские автопроизводители рассматривают Европу как ключевой рынок для экспорта. Строгие правила ЕС по выбросам и предлагаемый запрет на продажу автомобилей с ДВС упрощают продажу электромобилей. А вот в США, наоборот, тарифы эпохи Трампа ограничивают продажи автомобилей китайского происхождения.
Однако похоже, что Европейская комиссия недовольна тем, что рынок наводнился электромобилями из Китая. И несмотря на то, что более дешевые и доступные технологии полезны для ускорения перехода, лидеры стран более заинтересованы в защите собственной автомобильной промышленности.
Как стало известно журналу AUTO3N, на прошлой неделе Европейская комиссия объявила, что рассмотрит возможность использования тарифов для борьбы с ценами на китайские электромобили, которые многие считают «искусственно заниженными». Итог рассмотрения станет известен в течение следующих 13 месяцев.
«Глобальные рынки сейчас наводнены дешевыми электромобилями. И цены искусственно поддерживаются на низком уровне за счет огромных государственных субсидий», — заявила председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. Генеральный директор Stellantis Карлос Таварес придерживается аналогичных взглядов, и выразил сомнения в способности западных брендов конкурировать с восточными.
В США во время президентства Дональда Трампа на китайские автомобили с ДВС и электромобили ввели 25-процентный тариф — политика, которая продолжается и по сей день. Некоторые производители, такие как Volvo, принадлежащая Geely, могут компенсировать эти расходы за счет кредитов, полученных от экспорта автомобилей, произведённых на американских заводах.
Несмотря на то, что дешевые автомобили из Китая могут угрожать рынку, ЕС действует осторожно, опасаясь ответных мер со стороны Пекина. Reuters сообщает, что Министерство торговли Китая уже подняло тревогу, назвав действия Евросоюза «открытым протекционистским актом, который серьезно нарушит глобальную автомобильную промышленность и цепочку поставок, и окажет негативное влияние на экономические и торговые отношения ЕС и Китая в целом».
Китай — это также крупный рынок для многих европейских брендов. Поэтому ссориться с ним представляется нежелательным, так как под перекрестный огонь попадут те же BMW, Renault и VW, которые производят автомобили в Китае для экспорта в Европу.