Первоочередный минимум – теплые вещи и топливо
Стандартного набора водителя, куда входят аптечка, огнетушитель, клеммы для подзарядки аккумулятора и другие необходимые в поездке предметы, недостаточно – зимой машина может сломаться вдали от населенных пунктов, а, значит, и от экстренных служб. Печальный пример – случай 2016 года в Оренбургской области, когда погиб один из водителей, попавших в 300-метровый снежный затор на трассе. В ожидании помощи спасателей людям приходилось жечь свои вещи и обшивку салонов, чтобы согреться, так что здесь кстати придется совет МЧС – взять в дорогу запасные теплые вещи.
Еще один компонент «автомобильного набора зимней безопасности» – запас топлива в металлической канистре, который поможет поддерживать машину в работоспособном состоянии. При этом в пробке не нужно все время прогревать авто – делать это следует с периодичностью 5 минут через каждый час. Сами автоэксперты называют конкретные цифры: 20 запасных литров в баке хватит, чтобы обогревать салон целые сутки, а с перерывами и дольше.
МЧС обращает внимание, что нужно приоткрывать окна в салоне, что в нем не скапливался угарный газ. Выхлопную трубу нужно очищать от снега, так как здесь опять же существует угроза попадания газов в салон.
Снежный плен может растянуться на долгие часы, а то и на несколько суток, как это случилось под Оренбургом. Еще один способ пережить тяжелое время – запастись едой и водой, а также взять в дорогу горячий чай в термосе. Подойдут шоколадные батончики, орехи, армейские сухие пайки, а попытка согреться алкоголем даст обратный эффект и приведет к переохлаждению.
Зажигалка или спички спасут в случае крайней необходимости, когда придется согреваться всеми доступными способами. Разводить костер внутри автомобиля нельзя: скопление угарного газа неминуемо приведет к гибели. МЧС советует разводить огонь с подветренной стороны автомобиля, соорудив из снега своеобразный окоп, который позволит защититься от ветра и сохранит огонь.
Во время метели не нужно геройствовать и идти до ближайшего пункта пешком, даже если он расположен всего в одном километре. Так нетрудно заблудиться, а стихия превращает короткую дорогу в непреодолимое расстояние.
Наконец, в ведомстве напоминают – не забывайте заряжать телефон перед поездкой, а по возможности взять с собой дополнительный аккумулятор к нему.
Без резких движений и поспешных решений
О правилах поведения на дороге во время метелей и бурь напоминают и опытные дальнобойщики. В неблагоприятную погоду важно снизить скорость и держать дистанцию – на скользкой дороге остановиться быстро и безопасно получается не у всех. Резкое торможение увеличивает риск заноса и потери сцепления с дорогой.
Кроме того, советуют экcперты Auto3N, если машина имеет маленький дорожный просвет, то снижение скорости уменьшит образование налипшего снега под днищем автомобиля.
Вода под колесами автомобилей – предвестник образования катка на дороге. При отрицательных температурах расплавленный от колес или от реагента снег и лед начинает быстро замерзать. Тогда нужно соблюдать особую осторожность – отсутствие брызг на мокрой дороге говорит о том, что вода замерзла и покрыла асфальт тонким слоем льда.
В случае ухудшения видимости водителям грузовиков особенно рекомендуют переждать непогоду, если есть возможность заехать очищенную площадку, заправку, отель или кафе.
МЧС советует отложить поездку при надвигающемся ветре со скоростью 15-20 м/с (хотя скорость может достигать и 30 м/с), предупреждая о непогоде по СМС. Впрочем, призывам ведомства внемлют далеко не всех водители. Принять взвешенное решение помогут Си-Би радиостанции – портативные и стационарные устройства радиосвязи, которые популярны у дальнобойщиков. Так водитель узнает о положении на дорогах, а если предостережения МЧС подтвердятся, то будет время дозаправиться, найти пути объезда или ночлега или же не рисковать и совсем отменить поездку.