Само понятие кастом подразумевает создание чего то уникального, чаще всего на основе серийной продукции, но совсем не обязательно. То есть, по сути, доработка предмета промышленного производства до уровня неповторимости. Да, именно так – любой кастом будет неповторимым.
Собственно явление кастомайзинга в данном случае ведет свою историю от слова заказчик – customer. И лишь затем сам предмет заказа становится кастомом: castom – изготовленный на заказ. В русском языке сам процесс по созданию получил обозначение «кастомайзинг». В исходном же английском языке есть сходное слово: castomazion – изготовление по индивидуальному заказу.
Но, в общем то, как не меняй слово, какие не используй производные термины смысл будет лишь в одном: это что-либо неповторимое, изготовленное по спецзаказу. В этом и есть основное отличие от тюнига (в широком обиходном, понятии данного термина). Да, тюнинг – это так же доработка серийной продукции. Да, – это в какой-то степени творческий подход. Однако в тюнингованном изделии можно узнать исходный продукт, а вот кем был кастом при рождении может догадаться не каждый.
И еще небольшое замечание. Относительно ателье, и не только по пошиву одежды или изготовлению каких-то предметов интерьера – ведь автоателье тоже существовали. Это вроде бы тоже изготовление по заказу! Значит вот он кастомайзинг, только уже хорошо известный. Однако нет, это не так. При заказе вещей в ателье с нуля или при обращении с переделкой уже чего то готового и заказчик, и мастер пользуются уже принятыми правилами и примерами, используют имеющие шаблоны. А самое главное – они всегда действовали в рамках принятых в обществе понятия как все должно выглядеть в итоге.
А теперь собственно о самих понятиях кастомайзинга, тюнинга и так всеми любимого стайлинга. И прежде всего в отношении автомобилей и мотоциклов, хотя все три направления могут быть применены практически для любой вещи, даже далеко от техники. Начнем со второго понятия.
Тюнинг – процесс доработки серийного автомобиля или мотоцикла, нацеленный на улучшение первоначальных характеристик. То есть тюнинг проводится, прежде всего, в отношении узлов и агрегатов машины: увеличение мощности двигателя, улучшение эффективности тормозов, доработка подвески. Он по всем канонам должен проводится комплексно: если увеличилась мощность мотора, то, следовательно, надо дорабатывать и подвеску и тормозную систему. Однако не стоит думать, что на этом тюнинг закончился. Нет. Дорабатывать можно и внешность автомобиля для улучшения его аэродинамических характеристик, снижения подъемной силы или наоборот увеличению сцепления колес с дорожным покрытием.
Но и это еще не все. Вполне логично, что тюнингом можно назвать даже доработку акустической системы. Конечно изначально в стародавние времена про это никто не думал, но ведь по сути это тоже улучшение характеристик автомобиля путем доработки заводских деталей. Так что и это тюнинг.
Затем можно перейти к следующему понятию – стайлингу. Это изменение экстерьера или интерьера машины, для создания индивидуального стиля, для привлечения внимания окружающих. Здесь широкое поле для деятельности – установка спойлеров или иных бамперов, аэрография кузова, использование нестандартной оптики, индивидуальный пошив салона и так далее. Знакомо, не правда ли?
Именно в этом и сеть коренное отличие тюнинга и стайлинга. Если в первом случае все просчитывается, проверяется, тестируется и лишь потом машина может действительно считаться доработанной. То во втором это все отходит на второй план – главное, что бы было как то необычно (не как у серийной продукции), броско, ярко, но при этом чаще всего бессмысленно в техническом плане и не функционально. Однако, все же сразу стоит отметить, что при грамотном подходе некоторая доля практичности может быть и в этом случае.
Но что точно объединяет эти два подхода – так это использование, как ни странно и парадоксально, в основном именно серийной продукции! Все эти турбины, тормозные механизмы, амортизаторы, антикрылья, спойлеры и прочие будут растиражированы в большом количестве экземпляров. Даже если не с прилавка магазина, то из небольших мастерских, где они делаются по одному шаблону.
А вот кастомайзинг же в принципе не приемлет серийной продукции в своем творчестве (в теории, про практику чуть позже). Да именно так – тут во главу угла поставлен именно творческий подход. И если в тюнинге – чисто практическая сторона: улучшение параметров предмета, в стайлинге – вообще просто желание привлечь внимание, а уж что получится в итоге вторично, то к кастомайзингу можно применить обиходную фразу «Я художник, и я так вижу!». Ну разве что с небольшим уточнением – порой так видит не сам мастер, а его заказчик.
Именно по этому основному признаку и можно отличить настоящий кастом – он будет вычурным, может быть не совсем удобным (или совсем не удобным), но он будет очень и очень своеобразным. А уж найти в его основе что то серийное, что бы можно было сказать «да раньше оно было вот этим» – такое вряд ли. Кстати, совсем не обязательно, что продукт работы кастомайзера будет лишь своеобразным памятником его труду, который будет перемещаться по выставкам и слетам любителей такого творчества. Вовсе нет – некоторые кастомы вполне подходят для использования в повседневной жизни. Особо это хорошо видно на примере мотоциклов.
Само собой кастомайзер всегда стремится при работе использовать только неповторимые детали, действуя по принципу: родилась идея, нарисовал и выполнил в каком то материале. Однако в реальности никто не запрещает использовать и какие-то готовые детали при работе над кастомом. Ведь вся суть в том не что, а как использовать – при должном подходе даже аксессуар тюнинга из магазина можно так доработать, что никто его не признает, а облик готового кастома он преобразит заметно.
Иногда подобный подход приобретает весьма странные формы. Бывает так, что кастомайзер может полировать какую-нибудь трубу вилки мотоцикла часами, добиваясь только ему известного блеска. По нескольку раз менять угол наклона руля, при том что изменения эти будут едва уловимы сторонним взглядом. Однако именно в этих мелочах будет вся суть самого кастома.
Можно сказать, что нет каких-то рамок и ограничений в полете фантазии исполнителя и заказчика, особенно если он и то и другое сочетается в одном лице. Делать можно все, что приходит в голову, что хочется попробовать и воплотить в жизнь. Даже если это будет изначально тупиковым путем и вновь придётся все переосмыслить в процессе работы.
Но надо отметить, что все же какие-то тенденции, так хорошо заметные в других сферах доработки предметов и прежде всего техники не обходят стороной и кастомайзинг. Здесь тоже есть понятие актуальности, перспективных на данный момент взглядов. Грубо говоря, если один мастер поставил на заднюю ось мотоцикла колесо огромного размера и это нашло отклик в определенных кругах, то так же сделает и другой, затем и третий. Вопрос в другом: как он это будет реализовывать, но делать он так все равно будет. До тех пор пока не сойдет мода, не пропадет интерес у заказчиков или у него самого.
Иногда также следуя моде кто то пытается сделать все «малой кровью». Например, взять старый мотоцикл, снять что то из родных деталей, установить какие то аксессуары тюнинга, добавить пару вообще на первый взгляд не подходящих деталей и кастом готов. Но так все просто лишь на первый взгляд. Как ни парадоксально, но творчество не зарождается в один момент – на все надо время, поиски нужного подхода, осознание правильного видения в работе над предметом. Не надо забывать, что мастера в этом деле не сразу становились известными, не сразу все у них получалось. А такие первые шаги лишь начало и процесс такой работы можно назвать лишь простым стайлингом.
И вот теперь вроде бы все стало ясно. Но почему это уточнение здесь «вроде бы»? А все дело в том, что уже и в кастомайзинге стало наблюдаться такое явление как разделение его на горизонтальный и вертикальный. На первый взгляд странные определения никак не характеризующие направления. Однако те, кто поддерживает такое разделение объясняют все просто. Горизонтальный кастомайзинг самый простой и ходовой (по сути он близок к стайлингу) – преобразование серийной вещи путем применения массовых деталей и приемов, хотя и с доработками по месту. А вот вертикальный – это совсем другое: тут уже только творчество, только создание неповторимого кастома используя только уникальные детали и методы, которые могли и появится только вот именно в момент самих работ.
Так что до конца, считают эксперты Auto3N, с понятием кастомайзинга разобраться очень сложно. Порой он перекликается и со стайлингом, и с тюнингом. Но прежде всего это в огромной степени творческий процесс, в котором не важны технические параметры самого кастома или взгляды других людей на итог работы.
Только про работу кастомайзера можно сказать: «Он художник и он так видит…». При этом относясь к этому с пониманием, без сарказма или иронии.
Автор – Алексей Игонькин, специально для Auto3N