Что говорит закон
Законодательство РФ в этом вопросе опирается на технический регламент Таможенного союза. По регламенту зимой нужно использовать зимнюю резину, летом – летнюю. А «переобуваться» – в течение межсезонья. Казалось бы, всё понятно. Но посмотрите на климат нашей страны. В Сочи и на Новый год часто наблюдают «плюсовую» температуру, а в Сибири и летом иногда идёт снег.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011:
«Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства»
Судя по регламенту, с 1 декабря надо обязательно ставить зимнюю резину. Кстати, в разных регионах сроки могут отличаться – местные власти вправе устанавливать свои месяцы «летних» и «зимних» шин.
Может ли ГИБДД оштрафовать за несвоевременную смену шин? Инспектор смотрит на минимальную глубину протектора. Летом – 1,6 мм, а зимой – 4 мм. Формально инспектор не может наказать водителя, который зимой едет на летней резине. Фактически же он может наложить штраф 500 рублей за глубину протектора.
Также и летом – формально можно ездить на зимней резине. А в реальности инспектор выпишет штраф 500 рублей за наличие шипов, так как шипованная резина летом запрещена.
Есть еще один момент, о котором часто забывают и журнал Auto3N хочет напомнить. Если водитель попадает в ДТП на резине, которая не подходит к сезону, ГИБДД может признать именно его виновником аварии. А у страховой компании появляется возможность не выплачивать страховку.
Что говорит логика
Так как законодательство в этой сфере несовершенно, водители опираются на личный опыт и мнение технических экспертов.
Обычно зимняя резина нужна, когда среднесуточная температура опускается ниже +3ºС..+5ºС. В это время заморозков, льда и снега ещё нет, но за ночь при таких градусах летняя резина теряет эластичность и машина утром скользит по асфальту.
Некоторые водители бояться испортить шипы, поэтому тянут с заменой резины до последнего. И едут «переобуваться», когда уже выпадает снег, а в шиномонтажках появляются длинные очереди. Это не совсем правильный подход.
Но лучше менять резину чуть раньше, чем выпадет снег. Условно, если днем воздух прогревается до +8 ºС, а ночью температура опускается до -3 ºС, то пора «переобуваться». Так вы не только сможете избежать риска в случае внезапных заморозков, но и сбережете время и нервы, потому что не надо будет стоять в огромных очередях на шиномонтажку.
При этом с зимней резиной не случится ничего страшного, если поставить ее на неделю раньше. Даже если потеплеет на пару дней, аккуратное вождение защитит шины от износа.