В России водителей больше, чем автомобилей и стареющий автопарк
На рынке Китая отмечается огромный рост количества автомобилей. За последние 10 лет количество автомобилей выросло на 420% (+ 223 млн). На втором месте следует США с приростом в 32 млн автомобилей. Однако, в Китае на 1000 жителей приходится только 188 автомобилей, а в США 838 авто на те же 1000 жителей.
При этом стоит отметить, что количество водителей в Китае в 1,5 раза больше автопарка страны. Аналогичная ситуация сложилась и в России, где на 37 млн эксплуатируемых автомобилей приходится 72 млн водителей.
Несмотря на ежегодный прирост автопарка всех четырех стран, неумолимо растет средний возраст эксплуатируемых автомобилей. Ожидаемо, что самый молодой возраст автомобилей в Китае — 5 лет. Самые возрастные авто в России — почти 14 лет.
Ковидный год подарил аналитикам очень много неожиданных изменений. Так Россия единственная страна, где вырос средний пробег автомобилей до 12 846 км в 2020 году (12 719 км в 2019). В Германии в 2020 году средний пробег сократился на 17%, в США на 7% и практически не изменился в Китае.
По данным международной сети автосервисов FIT SERVICE возраст и пробег автомобилей в России продолжает расти, что логично приводит к большим финансовым затратам на их ремонт. В первом квартале 2021 года затраты на авто в возрасте 9-12 лет составили 12 545 рублей (+12% к 2020 году), а 12-15 лет — 12 669 рублей (+15,3% к 2020 году).
Рынок автосервиса и национальные особенности
Лидером по количеству автосервисов в стране стал Китай — более 505 тысяч предприятий. На втором месте США — 237 тысяч станций, в Германии — 83 тысячи, а на последнем месте Россия — чуть больше 50 тысяч. Несмотря на то, что Россия находится на последнем месте по общему количеству станций, страна уверенно занимает вторую строчку по количеству зарегистрированных автомобилей на 1 сервисное предприятие — 978 автомобилей. Впереди только США с цифрой в 1186 автомобилей на 1 автосервис.
Общее количество машинозаездов в сервисы в большей степени зависит от размера парка страны. Поэтому самые большие рынка мира – США и Китай, 656 млн заездов и 629 млн соответственно. США и Китай в лидерах и по среднему значению машинозаездов на автомобиль в год — 2,3 и 2,2 раза. Не отстает от лидеров и Россия, при 100 млн машинозаездов в год, в среднем каждый автомобиль приезжает в сервис не менее двух раз в год.
Неожиданная национальная особенность — в Китае автосервисная отрасль развивается по типу сервиса Uber. Клиент заходит в приложение на смартфоне — нажимает «хочу поменять колодки» и приложение выдаёт ближайшие точки с указанием станций, на которых это можно сделать сейчас/завтра/через неделю. В предложенных вариантах есть сортировка по цене, рейтингу и близости станции.
Самоделкины и свои запчасти
Россия стала безусловным лидером по количеству «кулибиных». Почти треть автовладельцев производят ремонт и обслуживание самостоятельно. Стоит отметить, что это именно ремонт и техническое обслуживание не учитывая замены техжидкостей и щеток стеклоочистителя.
Следом за Россией уверенно идет США, где 18% автовладельцев тоже делают ремонт и обслуживание авто самостоятельно.
В основном сервисы в мире не принимают водителей со своими запчастями. Но почти 1/3 водителей в России посещают сервис со своими запчастями.
Если в США (5%) и Германии (2%) еще есть частные случаи приезда в автосервис со своими запасными частями, то в Китае этот момент исключен полностью. Все 100% машинозаездов по ремонту и обслуживанию выполняются с запчастями автосервиса.
Критерии выбора независимого автосервиса:
Средняя стоимость нормо-часа по странам:
Глобальная проблема: нехватка кадров
По мнению экспертов конференции проблема квалифицированных кадров стоит крайне остро для всех стран.
В США, Китае и Германии — это сейчас проблема №1. В России на первом месте стоят коммерческие трудности, недостаток клиентов и малый оборот, но уже вторая и третья позиция — кадровый голод в отрасли.