Вот у новейших, на данный момент, королевских Bentley State Limousine двигатель развивает не менее 400 л.с., а таких автомобилей в конюшнях два (кроме королевы на них никто не ездит, но нужна резервная машины), так что только под их капотами находится 800 лошадей. А в конюшнях есть и другие автомобили
Подарок к юбилею
В июне 2020 года главный государственный лимузин Великобритании отметит свое 20-летие. Его подарило королеве британское Общество изготовителей и продавцов автомобилей SMMT 20 лет назад, когда ЕЕ Величество отметила пятидесятилетие царствование.
Основной для Bentley State Limousine послужил Bentley Arnage, который тогда производился серийно. Лимузин существенно длиннее и выше серийной модели. Увеличенная на 728 мм база позволила разместить третий ряд сидений. Высокий салон позволяет входить в машину не сгибаясь, также вход и выход облегчают задние двери, которые открываются почти на прямой угол и против хода движения – в 2002 году это был единственный современный автомобиль с такими дверями.
Над задней частью кузова крыша прозрачная, чтобы королева и ее спутники могли были видимы со стороны, если захотят. Обычно они прикрыта съемными панелями и автомобиль выглядит вполне традиционно. С 1939 года все королевские автомобили заказывают с такой прозрачной крышей. Таким образом они сочетают комфорт закрытого лимузина и при необходимости могут обеспечить обзор пассажиров на уровне ландоле – кузова с открывающейся задней частью.
Bentley State Limousine бронированные, но двигатели 6,75 л от Arnage R развивают мощность не менее 400 л.с., и обеспечивают неплохую динамику максимальная скорость более 200 км/ч.
Все автомобили для официальных выездов членов королевской семьи с 1914 года имеют специальную окраску – черный верх и низ бордового цвета Royal claret. Кларетом, как известно Auto3N, в Англии называют красные бордосские вина – когда-то это название относилось к самым легким и светлым из вин Бордо (по-французски они называют Clairet), а затем распространилось и на более темные.
Интерьер заднего отделения отделан шерстяными тканями голубовато-серого цвета, отделение водителя – тёмно-синей кожей.
Автомобили монарха не имеют номерных знаков – их заменяют гербы персоны, которая в данный момент находится в машине. Кроме того, во время выездов на радиатор устанавливают личный маскот королевы – фигуру святого Георгия, поражающего копьем змея.
Как Rolls-Royce стал королевским
В королевских конюшнях также остаются два Rolls-Royce Phantom. Именно благодаря Елизавете II эта марка у нас ассоциируется с королевским двором, но так было не всегда. Первым королевским автомобилем стал Daimler c двигателем мощностью 6 л.с., купленный середине 1900 года еще принцем Уэльским Эдуардом, который в январе 1901 года стал королем Эдуардом VII.
Автомобиль был английский, а не немецкий. Право на использование марки Daimler и лицензию на производство двигателей Даймлера в Британии и странах Содружества приобрел в 1891 году предприниматель Фредерик Симмс. В 1910 году он продал Daimler Motor Company компании Birmingham Small Arms (BSA). В том же году Эдуард VII умер, но и наследовавший ему Георг V оставался верен Daimler. Хотя для нужд королевской семьи покупали Mercedes, Renault, а также электромобили Columbia, официальными автомобилями были только Daimler.
В 1931 году тому BSA приобрела другую британскую компания, Lanchester. Поклонником автомобилей этой марки был отец Елизаветы, в то время еще герцог Йоркский. В его частном пользовании были Lanchester – хотя и сделанные на заводе Daimler. Но государственными автомобилями королевской семьи оставались лимузины и ландоле Daimler, а Lanchester использовались не для официальных церемоний.
После смерти Георга VI его дочери достались в наследство несколько Daimler, однако уже в апреле 1952 года королева с мужем начали использовать Rolls-Royce. Еще в те времена, когда она была герцогиней Йоркской, ее супруг Филипп заказал на заводе Rolls-Royce Phantom IV.
Собственно, благодаря ему Rolls-Royce и возобновил производство своей самой большой и дорогой модели – Phantom III прекратили выпускать в 1939 году. Окрашенный в темно-зеленый цвет лимузин доставили заказчику в 1950 году. Он получил знак LGO 10. После того, как Елизавета стала королевой, она и муж решили продолжить пользоваться Rolls-Royce Phantom IV. Его перекрасили в черный и бордовый и убрали номера. В 1955 году заменили механическую коробку передач на АКП. Этот автомобиль и сейчас остается в королевских конюшнях, вполне работоспособен и иногда принимает участие в различных мероприятиях – например, его привозили в Москву в связи с визитом Елизаветы II и герцога Эдинбургского в Россию в 1994 году, вместе с более поздним Rolls-Royce Phantom V 1977 года.
В королевских конюшнях был и еще один Phantom IV, ландоле 1954 года выпуска, но в 2002 году он был возвращен производителю. Четвертый Phantom – самый редкий среди Phantom, за шесть лет было сделано всего 18 машин, и все для глав государств и членов королевских семей.
Королева пользовалась и другими Rolls-Royce Phantom – и сейчас в королевских конюшнях сохранились два Phantom V начала шестидесятых годов, а два Phantom VI не просто хранятся там, но и используются в официальных целях.
Первый в 1978 году подарило SMMT по случаю 25-летия царствования, и он отличается увеличенной высотой кузова, а модель 1986 года внешне можно отличить от других машин этой марки только по цвету и королевским гербам.
Различные модели Daimler также время от времени покупали для королевских нужд, и они остаются в королевских конюшнях, но используются для менее формальных случаев.
Верные помощники
Королева, и ее муж и другие члены семьи не раз попадали в объективы фотографов и операторов с Land Rover, а компания Jaguar Land Rover – единственный автопроизводитель, у которых есть все три возможных королевских ордера: она является поставщиком королевы, герцога Эдинбургского и принца Уэльского.
Впервые Елизавет увидела Land Rover в 1948 году, когда ее отцу Георгу VI компания Rover преподнесла сотый выпущенный Land Rover.
В то время это был единственный серийный внедорожник в Европе, если не считать советских ГАЗ-67Б. Но о последнем, по понятным причинам, было мало известно за пределами СССР.
В 1951 году Елизавета представляла заболевшего короля на церемонии вручения нового знамени Королевским ВВС. Там она объезжала строй, стоя в кузове Land Rover. В том же году Land Rover получает первый королевский ордер – то есть становится официальным поставщиком автомобилей для короля Георга VI.
Неприхотливый Land Rover отлично вписался в стиль жизни в загородных замках, где представители британской аристократии часто проводили время на свежем воздухе.
Принц Филипп, его супруга и дети довольно небрежно обходились с этим машинами: вставали на крышу и капот, что вряд ли легко перенесли бы Rolls-Royce или Daimler.
Именно Land Rover сопровождал королевскую Чету в путешествии по странам Содружества после коронации в 1953 году. Это был специально изготовленный Land Rover State Royal Review c платформой, на котором королевская чета проезжала мимо приветствующих их подданных. Он также был окрашен в королевский цвет – бордовый. За время коронационного тура его пробег составил около 70 тысяч километров! При том, что в некоторых странах использовались и другие машины.
Было сделано четыре таких автомобиля, а с восьмидесятых в качестве основы для парадных машин стали использовать более комфортабельные Range Rover.
Всего с 1948 года Елизавета II владела примерно 30 автомобилями Land Rover, принц Филипп для частных поездок использовал Land Rover Freelander – и даже попал на таком в ДТП в возрасте 97 лет.
Не расстался он с любимой маркой и после смерти: гроб герцога Эдинбургского в апреле 2021 году вез Land Rover 130. Две таких машины переделали в катафалки еще в 2016 году специально для этого случая. Как и первый Rolls-Royce, его последний Land Rover был зеленого цвета.
Королева и сама нередко управляла автомобилями, в том числе Land Rover. Как монарху ей не положено иметь права, как и паспорт. Но она получила водительское удостоверение в 19 лет, когда в 1945 году прошла обучение на механика-водителя санитарного автомобиля. Правда, сейчас в связи с возрастом ее чаще можно видеть на пассажирском сиденье.
Автор – Валерий Чусов, специально для Auto3N
Спасибо, познавательный материал и фото!
Интересно, а если бы в России осталась монархия, то на чем бы ездили царские особы? На ГАЗах или ВАЗах? Или бы премиум авто выпускал Руссо-Балт?
“Руссо-Балт” вполне вероятен. Его же собирали даже после революции (“Промбронь”) в Москве, куда был эвакуирован из Риги автомобильный отдел.
Как и приход в Россию иностранных автопроизводителей из Европы или Америки уже в 30-е годы, в период Великой депрессии.
Великолепный материал! Вызывает восхищение не только фактическая сторона, но и кпчество изложения! Блестяще!!!