Автором фигурки был дизайнер автомобиля Леонид Еремеев.
В начале 60-х из-за дороговизны фигурки, но, главное, из-за травмоопасности, маскота-оленя перестали ставить на экспортные автомобили и такси, заменяя её «каплей» — травмобезопасной обтекаемой фигурой вытянутой формы.
Весной 1936 года на заводе имени Сталина были созданы образцы автомобиля представительского класса на семь мест – ЗиС-101. Вождь одобрил новый автомобиль. На капотах ЗиСов можно было находиться только идейно выверенному символу.
Поэтому предложенная Сталиным идея сделать эмблему в виде развевающегося красного флага со звездой была реализована безоговорочно. Машина, имеющая явные черты американских “Паккарда” и “Бьюика”, стала ездить под советским стягом.
Эмблему для ЗИЛ-114 – вписанную в ромб аббревиатуру “ЗИЛ” на фоне горизонтального или вертикального прямоугольника – создал конструктор-кузовщик Илья Сухоруков.
Он пришел на завод в 1948 году, работал на разных участках и должностях, в том числе и цеховым художником. Возможно, нарисованная им эмблема так и осталась бы штучной работой, “полномочия” которой ограничивались семейством ЗИЛ-114/117, если бы не энтузиазм зам. начальника экспериментального цеха Георгия Алексеевича Матерова. Работа Сухорукова понравилась Матерову, и он обратился к директору завода с предложением утвердить эмблему в качестве официального логотипа и использовать фирменный знак на всех изделиях и документах ЗИЛа.
После организованной энтузиастом «презентации », в ходе которой директору ЗИЛа П.Д.Бородину были продемонстрированы эмблемы, ему ничего не оставалось, как подписать приказ. Произошло это 15 января 1972 года. Теперь эта дата считается официальным днем рождения логотипа “ЗИЛ”.
На переломе 50-60-х годов прошлого века в советском автопроме осуществлялись хрущевские эксперименты не только с кукурузой… Одним из результатов оных стало появление Кременчугского автозавода и превращения Ярославского автозавода в моторный в 1958 году. Производство автомобилей постепенно переносилось в Кременчуг с 1959 по 1960 год. Некоторое время выпускались одновременно ЯАЗы и КраЗы.
Самый символичный маскот тех лет на отечественных авто выглядел так:
История медведя менее известная, чем история оленя, но не менее интересная.
Когда 19 июня 1945 года Государственному комитету обороны и его председателю Сталину в Кремле были продемонстрированы перспективные образцы новой советской техники, руководитель страны остановился возле ярославского грузовика, привлеченный крупной сверкающей фигуркой на его капоте. Вождю поведали легенду о поединке Ярослава Мудрого с медведем, он вдохновился и дал распоряжение наркому автопромышленности ставить мишку и на серийные машины.
Самый первый «сталинский» медведь был совершенно не похож на того, который впоследствии встал на капоты грузовиков ЯАЗ. Он был слишком детализированным для столь простой и рациональной вещи, как эмблема грузовика – тем более в непростое для страны время. Первый образец маскота обладал фактурной шкуркой с имитацией меха, четко отлитыми коготками на лапах и прочими мелочами, большую и наклоненную вниз голову и поднятую переднюю лапу.
Далее в серию пошли уже более простые и гладкие медведи.
А вот грузовики Минского автозавода, которые тогда тоже были капотными, украшались фигуркой зубра
В 1951 году в Минске на территории танкоремонтного завода, построенного здесь во время войны немцами, построили завод автомобильный. Здесь было решено производить большегрузные автомобили МАЗ-200 по чертежам, переданным из Ярославля. Символом нового производства стал могучий зубр из Беловежской пущи. Его фигурку разработал Ю. А. Долматовский. До конца 1950-х годов фигурки зубров украшали крышки капотов МАЗов, а потом их начали выштамповывать на боковинах. Это было более технологично, а значит, дешевле. Ну, и кроме того, зубров-маскотов элементарно воровали.
Справка от AUTO3N:
“Маскот” – от французского слова mascotte – человек, животное или объект, приносящий удачу. Традицию украшать капот или радиатор автомобиля фигуркой в качестве эмблемы связывают с носовыми украшениями парусных судов. На парусниках фигура символизировала оберег от нечистой силы и злых духов.
Мой дядя, приобретя “Волгу” после командировки на Кубу, рассказывал, что при походе в ресторан фигурку скручивал, но всё равно не углядел – мальчишки её таки-стащили.
Существует мнение, что поскольку советский автопром отставал от мирового уровня этой индустрии как минимум лет на десять, маскоты на советских машинах появились позже, но тоже, как и на западе, удержались на капотах сравнительно недолго.
“За бугром” покупатели разлюбили фигурки на капотах где-то в конце 1950-х годов, у нас – в конце 60-х… Ничего не поделаешь, мода быстротечна. Во-вторых, при резко возросших скоростях автомобилей украшения стали причинить серьёзные повреждения при столкновении.
А советским грузовым автомобилям буржуазная роскошь не полагалась по определению, да легковушки представительского класса уже в середине 60-х приобрели совсем другую концепцию…