Масляный фильтр — один из таких скромных, неприметных тружеников. Без него не обходится ни один современный автомобиль, и маленький цилиндр с гофрированной картонкой внутри, казалось бы, существовал на автомобильных моторах всегда. Однако и масляный фильтр имеет свою историю…
К неизбежности смазки трущихся деталей любых мало-мальски сложных механизмов человечество пришло задолго до появления автомобиля — простейшие системы смазки имели и швейные, и паровые машины.
Двигатели первых «самобеглых колясок» в этом плане от швейной машинки почти не отличались. Они имели систему смазки с открытым картером, при которой все подшипники мотора смазывались самотеком — масло потихоньку сочилось на них из капельницы, а потом стекало на землю.
Но росли обороты и мощности, а вместе с этим совершенствовались и системы смазки. В начале века очень популярной — отчасти благодаря своей дешевизне и простоте — была смазка разбрызгиванием. Масло в поддон картера наливалось строго до определенного уровня, и при вращении коленчатого вала специальные ложки на крышках шатунов погружались в него и «взбивали», образуя масляный туман, который оседал затем на деталях мотора. При этом избыток масла в картере приводил к сильному его угару, а при понижении уровня двигатель оставался совсем без смазки.
Каких только ухищрений не придумывали конструкторы, чтобы избавиться от этого недостатка! Например, в двигателе знаменитого Ford Т масло при вращении погруженного в него маховика увлекалось вверх, смазывая подшипники распредвала, и оттуда стекало в специальные жестяные корытца под шатунами — чтобы обеспечить более-менее постоянное разбрызгивание. При этом система смазки под давлением, как на современных моторах, была хорошо известна уже с начала века — она применялась на авиационных двигателях. Тогда же появились и простейшие масляные фильтры в виде металлической сетки на маслозаборнике. Щепетильность авиаторов понятна: ведь любая твердая частица, попавшая в масляный насос, могла его заклинить, и тогда пилоту предстояло сомнительное удовольствие аварийной посадки с застучавшим мотором.
Этот исторический патент, зарегистрированный Свитлендом 10 января 1922 года, открыл один из эпизодов в истории масляного фильтра. За ним последовало широкое распространение фильтров в Соединенных Штатах и громкий судебный процесс
Двигатели первых автомобилей-.конца прошлого века, подобно этому моторчику De Dion 1895 года, имели систему смазки с открытым картером, и масляный фильтр был им просто не нужен! Судя по объему стеклянной «капельницы» для масла, можете себе представить периодичность ее заправки…
Потихоньку на смазку под давлением стали переходить и конструкторы автомобильных двигателей — к началу 20-х годов примерно половина всех автомобилей снабжалась подобной системой. К этому времени относится и появление на моторах масляных фильтров.
В старушке Европе, изрезанной границами и шрамами от первой мировой войны, каждый старался кто во что горазд. Абсолютно разные по конструкции фильтры ставили на свои моторы английские Napier и RustonHornsby (кто теперь помнит эти марки?), немецкий Daimler — упоминание об этом есть в автомобильных журналах тех лет. Но сказать наверняка, какая из европейских фирм стала «первопроходцем» в деле масляной фильтрации, очень трудно — слишком много их было в Старом свете. А вот назвать имя человека, который «приватизировал» пальму первенства в Соединенных Штатах, можно совершенно точно. Отцом американских масляных фильтров стал известный изобретатель Эрнест Свитленд.
ГЕНИЙ ФИЛЬТРАЦИИ
Эрнест Джон Свитленд (Ernest John Sweetland) родился в 1880 голу в городке Карсон-Сити, штат Невада. Он — стопроцентный американец; его предки по обеим линиям покоряли Дикий Запад, и потому юный Эрни провел свое детство, как и подобает будущему строителю Великой Американской Мечты. Он помогал отцу, потомственному сапожнику, учился в школе, играл на музыкальных инструментах и совершал маленькие коммерческие сделки в духе О’Генри — например, смешивал керосин и нефтяное масло и продавал как специальную смазку для швейных машинок. Вдобавок к коммерческой сметке, которую истинный янки должен проявлять с пеленок, у мальчика с младых ногтей прорезался талант изобретателя. Причем особое пристрастие Эрни питал именно к фильтрации — свой первый опыт на глазах у изумленной семьи он проделал, будучи четырнадцати лет от роду.
Шло время, Эрнест учился, и в 1907 году наконец изобрел и запатентовал промышленный фильтр для использования в химическом процессе золотодобычи. Фильтр произвел переворот в старательской технологии. Свитленд понял, что настал его звездный час, и сделал две очень правильные вещи. Он создал свою компанию Sweetland Filter Press Co., найдя инвесторов на SI2000 (для тех лет — большие деньги!), и женился на медсестре из госпиталя, куда попал после эпидемии тифа. Компания занялась производством и успешной продажей промышленных фильтров, а сам Свитленд — новыми изобретениями и строительством домашнего очага. Он вообще был человеком очень положительным.
Спустя десять лет Свитленд настолько разбогател, что смог позволить себе получить водительские права и купить автомобиль, вернее, сразу два. Для себя Эрнест присмотрел престижный Cadillac touring 1918 года, а для жены — Dodge, поскромнее и подешевле.
Естественно, что соприкоснувшись с автомобильной жизнью вплотную, Свитленд как изобретатель не смог остаться безучастным.
Первым автомобильным изобретением стал шинный ниппель с предохранительным клапаном, ограничивающим максимальное давление воздуха в камере — патент на этот «причиндал» Свитленд получил в 1919 году и продал специально образованной фирмочке Automatic Safety Tire Valve Соф.
«Автомобильная промышленность бурно развивалась в те годы, — рассказывал потом Свитленд своим многочисленным детишкам, — и я хотел стать ее частью».
PUROLATOR
Автомобильная Америка в начале века масляных фильтров не знала вовсе — видимо, самодовольные янки в упор не хотели замечать новомодные европейские штучки.
Для смазки моторов использовалось нефтяное масло или — это считалось высшим шиком — касторовое. Естественно, масло быстро загрязнялось: в него попадала вода, пыль и грязь извне, продукты механического износа деталей мотора и нагар из камеры сгорания. К тому же качество американского бензина тогда оставляло желать лучшего, и его остатки в результате неполного сгорания проникали в картер через поршневые кольца и разбавляли масло, снижая его вязкость.
Все это приводило к тому, что заменять масло на свежее приходилось через 500 миль пробега, то есть через 800 километров.
Будучи специалистом именно в области фильтрации, Свитленд понял, что перед ним просто непаханое “Поле Чудес”. И, произведя несколько экспериментов по фильтрации бензина и воздуха, сконцентрировал свои усилия на масле.
«Подопытными кроликами» были все те же семейные Cadillac и Dodge. Моторы обеих машин смазывались под давлением, и Свитленд установил на приборной панели стеклянную трубку, подсоединил ее к масляной магистрали и на ходу мог следить за цветом и качеством масла. Причем из боязни, что механики в гараже, где он раньше обслуживал машины, разгадают назначение устройства, Свитленд мужественно ремонтировал автомобили самостоятельно.
И вот, наконец, масляный фильтр был готов. Как узнал журнал AUTO3N, он представлял из себя цилиндр с семью перфорированными пластинами внутри, которые были обтянуты материей типа фланели. Основная часть масла, поступающего в фильтр из насоса, проходила мимо пластин через перепускное отверстие — чтобы избежать паления давления при засорении фильтра или при холодном запуске. Меньшая — примерно 10% — просачивалась сквозь ткань, оставляя на ее поверхности механические примеси и смолы. А вода, как более тяжелая, скапливалась внизу в корпусе, и ее можно было слить через специальный краник.-
Именно такой фильтр PurOlator устанавливался на первый Chrysler Six 1924 года. На этикетке есть указания о лицензии Свитленда и сроке замены фланелевого фильтрующего элемента — 8000 миль!
Снимок «творческого коллектива» лаборатории Свитленда, очевидно, относится к 1923—24 годам. Разложенные по стеллажам поршни и другие детали моторов говорят о серьезном подходе к испытаниям. Сам изобретатель — в центре
Патент на новое изобретение Свитленд получил 10 января 1922 года. Причем название для патента Эрнест придумал хитрое — не «масляный фильтр», а «метод предотвращения износа движущихся частей». То есть в первую очередь он защитил сам принцип фильтрации масла в двигателе внутреннего сгорания, а потом уже саму конструкцию!
Дальше все пошло по отработанной схеме. В апреле 1923 года патент был продан Джеймсу Абельсу, тот организовал компанию Motor Improvements Corp., и победное шествие фильтра Свитленда по американским моторам началось.
Фильтр, который выпускала MIC, назывался PurOlator. Название это придумал не Свитленд, а рекламщики, и, скорее всего, произошло оно не от словосочетания pure oil later, то есть «чистое масло после»… Просто такая форма названий с окончанием «lator» была тогда популярной — например, устройство для дополнительного подогрева бензина в карбюраторе называлось Gas-0-lator.
Первым автомобилем, на который серийно стал устанавливаться PurOlator, был Chrysler Six 1924 модельного года, самый первый автомобиль этой марки. За ним последовали Cadillac, Pierce Arrow, Hupmobile,
Studebaker, Buick, Dodge… Компания процветала, a Свитленд работал над усовершенствованием своего удачного детища.
ДАВИД И ГОЛИАФ
Изобретение Свитленда было столь же простым, сколь и гениальным. В Европе на него отреагировали вяло — там.своих изобретателей хватало. Похожие по принципу действия фильтры в Старом свете без всякой шумихи использовали Berliet и Lancia, a Renault и некоторые другие фирмы применяли для очистки масла центробежные сепараторы. Ветречались даже такие экзотические варианты, как полый маховик-сепаратор, который полагалось периодически разбирать и чистить.
А на родине изобретения Свитленда поднялся переполох. «Как же мы до этого раньше не додумались?» — хлопая себя по лбу, восклицали многие и «творчески перерабатывали» наследие Эрнеста. В числе таких оказался Альберт Чемпион, президент фирмы А. С. Spark Plug Co., которая снабжала концерн General Motors свечами и… фильтрами — воздушными, топливными и масляными, причем последние подозрительно напоминали PurOlator. Свитленд с Абельсом, натурально, возмутились и в 1928 году подали на обидчиков в суд. Делр это в Америке, «стране врачей и адвокатов», — весьма почитаемое, а к тому же сам Свитленд был далеко не дурак посудиться. За его плечами уже было несколько удачных судебных процессов против фирм, без его ведома использовавших запатентованный фильтр для сахарной индустрии. А здесь вообще все казалось прозрачным: хочешь фильтровать масло в двигателе любым способом — плати Свитленду денежки!
Но GMC и Чемпион тоже не лаптем щи хлебали. Они резонно возразили, что, дескать, нельзя запретить людям дышать через платок и фильтровать что-либо, а что до конструкции, то она очень даже отличается от Эрнестовой. Свитленд дело проиграл.
Но изобретатель не опустил рук — не такие они, строители Великой Американской Мечты! Началась «позиционная» патентная война: Свитленд против General Motors. GMC подняла архивы и раскопала похожие патенты, пылившиеся на полках без дела — их авторы, возможно, даже обладая приоритетом, не сумели довести дело до производства.
Но адвокаты Свитленда бились как львы, доказывая, что PurOlator «будет поглавнее», потому что у него: а) — оригинальный фильтровальный материал, б) — большая площадь фильтрации, в) — малые размеры, г) — малое сопротивление потоку масла ид) — есть перепускной клапан. И все это — одновременно, так сказать, «в одном флаконе».
И Давид победил Голиафа! В апреле 1931 года арбитражный суд в Цинциннати признал приоритет и притязания Свитленда справедливыми и обязал General Motors возместить ему и компании Motor Improvements причиненный ущерб.
Эрнест был доволен. За завтраком он прикинул размер контрибуции и сообщил обрадованной семье, что с GMC причитается столько денег, сколько должно хватить на то, чтобы фильтрами выложить дорожку из СанФранциско в Нью-Йорк и обратно — в умственной арифметике он был силен…
GMC и А. С. Spark Plug Company еще суетились, подавали прошения, апелляции, но исход битвы был решен. Упорство Свитленда было вознаграждено сполна — истратив на судебную тяжбу 174 тысячи долларов, он стребовал (и получил) с обидчиков три миллиона!
Дальше все пошло своим путем. Изобретатель спокойно жил, разрабатывая полезные вешицы типа парковочного счетчика, системы пожаротушения или санитарной постели с подогревом, и совершенствовал свое автомобильное детище. Например, в 1938 году Свитленд запатентовал картонный сменный элемент масляного фильтра — такими элементами Purolator снабжались моторы джипов Willys во время второй мировой войны. У нас, правда, из-за дефицита заграничных фильтров их наловчились разбирать, чистить и аккуратно склеивать — голь на выдумки хитра!
Постепенно весь мир пришел к одной и той же конструкции. Да и действие патентов закончилось. И масляный фильтр обрел привычные нам очертания.
А фирмы MIC и А. С. Spark Plug с тех пор многократно перепродавались, делились, и нынешние Purolator и Champion, конечно, сохранили с тех времен только названия. Теперь они — просто «заклятые друзья», то бишь конкуренты.
Так что прикручивая к мотору маленький цилиндрик масляного фильтра, помните о том, что и у него есть своя история. И что, обладая изобретательностью, коммерческой хваткой и упорством, можно-таки в «отдельно взятой стране» построить Великую Американскую Мечту — заработать (а не украсть!) миллион долларов. И даже больше.
Л. ГОЛОВАНОВ
Масляный фильтр Purolatorco сменный бумажным элементом вместе с джипами Willys попал к нам по ленд-лизу во время войны. Сначала их наловчились чистить, а потом наладили производство своих элементов.
Источник – https://focusello.ru/dobav/istoriya-maslyanogo-filtra.html
очень интересно, спасибо!
просто обычно все пишут про историю автомобилей, забывая, что детали не менее важны)