Некачественным бензин может стать на любом этапе производства, перевозки и хранения. И чем ближе бензин к потребителю, тем выше у него шанс «испортиться».
К сожалению, на самих АЗС у водителя нет возможности проверить качество бензина до заливки в бак. И только после заправки, проехав пару сотен метров, или даже больше, станут заметны признаки, которые говорят о плохом бензине:
- двигатель стал хуже «тянуть»;
- плавают обороты холостого хода;
- двигатель плохо заводится, «троит» и легко глохнет, особенно при подъёме в горку;
- странный шум из двигателя, звон, стук;
- темный дым из выхлопной трубы;
- увеличенный расход топлива.
На некачественный бензин наткнуться не так уж сложно. По данным Росстандарта, осенью 2021 года 7% продаваемого бензина не соответствовали нормам качества. Шесть лет назад такого топлива было около 20%.
Насколько известно журналу Auto3N, чтобы снизить объем контрафакта, контролирующие органы проверяют производство, транспортировку и хранение топлива. Проводят внеплановые контрольные закупки и публикуют списки АЗС, которые продают плохой бензин.
Что же могут сделать сами водители, чтобы избежать заправки топливом, от которого автомобиль ломается? Есть внешние признаки как «плохих», так и «хороших» АЗС:
Признаки «плохой» заправки, которую журнал Auto3N рекомендует избегать:
- Явно заниженная цена топлива. Разница в 1-2 рубля возможна. Но если топливо дешевле на 3-4 рубля, это должно насторожить. Значит, на чем-то собственник АЗС экономит, и точно не на своей прибыли.
- Неизвестное название. В этом случае владельцу незачем дорожить репутацией. Лучше выбирать бренды, которые давно работают на рынке (хотя и это не гарантия качества).
- Неопрятный вид заправки. Мусор на асфальте и газонах, ржавое оборудование, облезшая краска на здании. Скорее всего, на такой АЗС и резервуары с топливом не чистят годами, а там скапливается большое количество грязи.
Признаки «хорошей» заправки:
- Известный бренд. Продажи напрямую зависят от репутации и качества продукта. Поэтому откровенного контрафакта, скорее всего, не будет.
- Продажа сопутствующих товаров. Это значительная часть доходов для АЗС, и, как правило, честные заправки будут стараться заработать больше на дополнительных продуктах, чем на снижении качества.
- Часто заправляются дальнобойщики. Большая часть из них — опытные люди, которые много знают о дороге. Они общаются друг с другом, и в курсе, на какие заправки лучше не заезжать.
Плохой сценарий
Иногда все же приходится рисковать и заправляться неизвестно где. Что же делать, если в баке уже плохое топливо и работа двигателя стала хуже?
Если есть время и деньги, то лучшим вариантом будет вызвать эвакуатор и на нем довезти авто до сервиса. Еще вариант — попросить попутку дотянуть машину до следующей заправки или самому аккуратно доехать до АЗС. Там, если возможно, слить бензин и залить новый. Но после этого все-таки рекомендуем заехать в хороший сервис и проверить топливный бак, топливную магистраль, фильтры, бензонасос, форсунки.
Страшно ли заправить автомобиль плохим топливом? Однозначного ответа нет. Всё зависит от того, что было «не так»:
— Более низкое октановое число (показатель детонационной стойкости топлива) просто снизит на время мощность двигателя, без последствий для механизмов. Если, конечно, долго на нём не ездить.
— Некачественные присадки. Некоторые мошенники используют нафталин и ацетон, разбавляя бензин. Это уже намного хуже. Были случаи, когда такое топливо разъедало краску в топливном баке, а частицы краски засоряли всю топливную магистраль, фильтры, форсунки, бензонасос.
— Грязь (из нечищеных резервуаров) может засорить фильтры, форсунки, вывести из строя бензонасос или свечи.
Многое зависит от самого автомобиля. Чем он моложе и современнее, тем проще его «сломать», потому что система очень чувствительна к мусору. А вот старенький москвич с высокой долей вероятности переварит почти всё, что угодно. В крайнем случае, прямо в дороге можно подручными средствами прочистить карбюратор и ехать дальше.
Конечно, это не повод пересаживаться древнюю технику. Достаточно быть более внимательным и не заправляться где попало.