Мы уверены, что большинство покупателей новых автомобилей из жарких южных регионов выбирают цвет машины не только исходя из личных предпочтений, но и основываясь на общепринятом мнении, что черная или темная краска повышает температуру в салоне на солнце.
Nissan и китайская компания Radi-Cool, специализирующаяся на разработке продуктов пассивного охлаждения, решили сделать такую автомобильную краску, которая бы, наоборот, способствовала охлаждению. Исследования начались в 2021 году, и с тех пор было разработано и оценено более 100 образцов.
Наконец, в ноябре 2023 года в Токийском международном аэропорту Ханэда началось 12-месячное тестирование разработанного состава. Краски была нанесена на наземные транспортные средства Nissan NV100 авиакомпании All Nippon Airways, поскольку аэропорт с его широкими открытыми пространствами и большими перронами — это идеальная среда для проверки характеристик.
По словам Nissan, краска оказалась успешной. Припаркованный на солнце автомобиль, покрытый новой краской, был на 5,8° С холоднее, чем автомобиль, покрашенный обычной краской. Внутренняя температура, имеющая решающее значение для комфорта и снижения нагрузки на кондиционер, была на 12,8° С ниже, чем у автомобилей, покрашенных обычной краской.
Охлаждающих свойств удалось добиться благодаря использованию метаматериалов. Это такие искусственные химические соединения, свойства которых редко встречаются у природных материалов. Например, одни частицы новой краски Nissan отражают ближние инфракрасные лучи, которые обычно вызывают вибрации молекул в традиционной краске, что приводит к ее нагреванию. Другие частицы создают электромагнитные волны, которые противодействуют солнечным лучам, перенаправляя тепло от поверхности автомобиля обратно в атмосферу.
Теплоотражающие краски обычно используются в других областях, например, при строительстве зданий, и многие из них необходимо наносить валиком. При этом они не дают того же результата, который требуется для современного автомобиля. А разработанная Nissan краска может наноситься с помощью распылителя. Сверху её можно покрывать прозрачным слоем, как это обычно делается в автомобилестроении.
Пока у новой краски есть проблемы, которые необходимо решить, прежде чем ее можно будет использовать в коммерческих целях. Например, она в шесть раз толще обычной автомобильной краски. Впрочем, команда разработки уверена в будущем и надеется, что скоро новую краску можно будет предлагать по специальным заказам в различных цветах.
Как стало известно журналу AUTO3N, Nissan — не единственный, кто работает над такой технологией. Команда из Университета Пердью разработала белую краску с коэффициентом отражения солнечного света 97,9 процента, о чем было объявлено еще в 2022 году. Другие производители, например, Toyota, тоже пробовали создать покрытие с пассивным охлаждением, а Hyundai продемонстрировала собственную пленку Nano Cooling.