Новый автомобиль начинает терять в цене сразу после того, как покидает территорию дилерского автосалона. Чем дольше он эксплуатируется, тем ниже будет его стоимость при перепродаже. Критерий потери стоимости — важнейший при расчете стоимости владения наряду с другими факторами, как например, стоимость ТО, расходы на бензин, парковки, страховку и прочее.
Затяжной кризис в экономике страны безвозвратно изменил и сам авторынок, и рынок послепродажного обслуживания, поменялись предпочтения потребителей и структура спроса. Среднегодовые пробеги увеличились, и срок владения одним автомобилем стал больше. И теперь все чаще покупатель, выбирая новый автомобиль, не только соизмеряет стоимость покупки со своими возможностями, но и думает о том, сколько он сможет выручить за эту машину, если через 3-4, а может и пять лет, захочет ее перепродать.
Вопрос ликвидности
Да, вопрос ликвидности автомобиля должен волновать покупателя при выборе нового авто, а не в момент, когда он решил перепродать его и стал мониторить цены на соответствующих ресурсах.
Еще недавно на российском авторынке наблюдалась ситуация, когда остаточная стоимость некоторых трехлетних машин превышала уровень цен, по которым они продавались новыми. Такая ситуация сложилась, в первую очередь, из-за курсовой разницы. Теперь же после пиковых значений 2014-2015 гг., индексы остаточной стоимости по многим классам автомобилей соответствуют традиционным значениям, — так отмечают эксперты компаний «Автостат Инфо» и «Правильная цена», которые недавно обнародовали результаты исследования по самым ликвидным автомобилям трехлетнего возраста.
В рамках сбора информации и ее анализа эксперты изучили данные по 194 моделям 37 марок, которые продавались новыми в 2016 году. Они также вывели значения остаточной стоимости всех моделей или составили списки наиболее ликвидных автомобилей в массовом и премиальном сегментах, распределив их по классам.
Массовый сегмент в выборке представлен 110 моделями, которые распределились по восьми классам. Среди всех изученных моделей массового сегмента лидером по сохранности остаточной стоимости стал кроссовер KIA Soul . За три года эта модель сохраняет 89,79% от своей изначальной стоимости.
KIA Soul первенствует в классе компактных SUV и внедорожников, где второе место по ликвидности занимает Mazda CX-5 (сохраняет 86,89% от своей первоначальной цены), а третье — Honda CR-V (84,16%).
В других внедорожных категориях также отмечаются высокие показатели ликвидности. Так, например, в классе «средние кроссоверы и внедорожники» первым стал Volkswagen Touareg (78,25%), за ним разместились Kia Sorento (76,37%) и Toyota Land Cruiser Prado (74,45%).
Среди больших SUV лидером по ликвидности оказался внедорожник Toyota Land Cruiser 200 (78,61%), вторым стал Mitsubishi Pajero (73,04%), а третьим — Ford Explorer (59,4%).
Лучший результат среди пикапов продемонстрировал Toyota Hilux (78,98%), за ним с небольшим отставанием идут Volkswagen Amarok (71,68%) и Mitsubishi L200 (66,81%).
Вся первая тройка моделей в малом классе демонстрирует высокие показатели по сохранности остаточной стоимости: Hyundai Solaris (87,02%), Skoda Rapid (85,32%), а также Kia Rio (85,18%).
Такая же ситуация и в «гольф-классе»: Toyota Corolla (83,15%), Kia Ceed (81,88%) и Skoda Octavia (81,74%).
В среднем классе лидирует Mazda6 (84,56%), которая обогнала Ford Mondeo (73,13%) и Hyundai i40 (71,43%).
На первом месте по ликвидности среди седанов бизнес-класса стоит Toyota Camry (78,49%), на втором и третьем местах располагаются Kia Optima (75,51%) и Skoda Superb (70,98%).
Как можно заметить, в сегменте массовых автомобилей наиболее ликвидными являются автомобили марки Toyota.
Иная ситуация в премиальном сегменте. Отметим, что автомобили этой категории обычно сильнее массовых авто теряют в цене на вторичном рынке. В силу того, что покупатели премиальных машин — особая категория, которая неохотно приобретает подержанных люксовые авто, в первую очередь, из соображения того, что такая покупка не престижна. Такие покупатели обычно меняют новый «Мерседес» на новый «Мерседес», а редко рассматривают возможность приобрести б/у-шку.
Как показывает исследование, среди машин премиального сегмента наиболее ликвидным остается Volvo V40 Cross Country. Эта модель через три года после своей первой продажи сохраняет 87,13% от изначальной цены.
Volvo V40 Cross Country соответственно лидирует и в «гольф-классе», где второе и третье места заняли соответственно Audi A3 (68,39%) и Mercedes-Benz A-Класса (66,48%).
Самым ликвидным автомобилем в малом классе в премиальном сегменте стал MINI Cooper Clubman Cooper S, он сохранил до 74,09% от своей изначальной стоимости.
Еще две модели MINI заняли остальные места в тройке этого класса: MINI Countryman (72,17%) и MINI Cooper (68,06%).
Среди премиальных машин среднего класса первое место по ликвидности занял Audi A4 Allroad (77,25%), за ним размесились Volvo S60 (75,93%) и Volvo V60 Cross Country (71,58%).
Тройку моделей в классе бизнес-седанов сформировали Volvo XC70 (77,68%), Lexus ES (77,16%) и Infiniti Q70 (71,1%).
Среди компактных SUV лидирует Volvo XC60 (76,02%), он оставил на втором месте Mercedes-Benz GLC-Класса (73,27%), а на третьем – BMW X1 (72,84%).
Топ-3 в классе средних кроссоверов и внедорожников возглавил Jeep Grand Cherokee (77,33%), вторую строчку занял Lexus RX (77,06%), а третью – Volvo XC90 (74,59%).
В классе полноразмерных SUV самым ликвидным автомобилем по итогам прошлого года стал Audi Q7 (79,91%), за ним расположились Lexus LX (75,11%) и Mercedes-Benz GLS-Класса (70,2%).
В люксовом классе топ-3 возглавил Porsche Panamera (70,01%), за ним следом расположились Mercedes-Benz S-Класса (68,48%) и BMW X7 (53,29).
Особенности владения
Но кроме расходов на покупку автомобиля, а также потере денег на его перепродаже покупатель должен учесть еще и регулярные и по большей части обязательные затраты на эксплуатацию машины. Это, как уже ранее упоминалось, является важным компонентом стоимостью владения.
К таким затратам относятся и регулярное ТО, которое для разных машин стоит по-разному, а также шиномонтаж, страховка, расходы на бензин, налоги, штрафы, парковку и прочее. Все это складывается в весьма солидные суммы. По данным одной из аналитических компаний за три года стоимость владения такого популярного в сегменте SUV кроссовера как Hyundai Creta (версия с 2-литровым мотором и АКПП) составит 1,136 млн рублей. На полноприводный кроссовер Volkswagen Tiguan c 1,4-литровый мотором и DSG за три года владения придется потратить 1,55 млн рублей. Стоимость владения двухлитрового Renault Duster составит 1,236 млн рублей, а кроссовера Toyota RAV4 в версии 4WD CVT — 1,236 млн рублей. Для сравнения проще «содержать» отечественную Lada 4×4 на «механике» — 969,7 тыс. рублей, а вот три года владения рамным внедорожником Toyota Land Cruiser с 4,6-литровым мотором и автоматической КПП в версии Executive обойдется его владельцу в 4,267 млн рублей.
Так что владение люксовым внедорожником — весьма дорогое удовольствие, которое по карману далеко не всем. Так что, покупая, например, Land Rover Range Rover надо понимать, что на этот траты не закончатся. За три года с момента оформления покупки на такой автомобиль придется потратить почти 6 млн рублей. Фактор стоимости владения также все чаще учитывают покупатели на рынке новых авто. И в этом, конечно, проявляется рациональный и наиболее вдумчивый подход к выбору
машины, когда машину выбирают не по цвету кузова, а по бюджету на его содержание.
Ремонтопригодность и ликвидность
За определенными моделями на вторичном рынке сложились стереотипные порой мнения, которые также определяют степень привлекательности этих машин при перепродаже.
Общественное мнение формирует не только репутацию марок автомобилей, но и отдельных моделей, и их комплектаций. Так, у автомобилистов сложилось твердое убеждение, что вариатор или роботизированная коробка передач «ходят» без проблем только до 70 тыс. км, а затем ломаются и требуют дорогостоящего ремонта. Соответственно продать машину с «вариатором» или «роботом» обычно более проблематично, что машину на «механике» или с АКПП. Похожая ситуация и с моторами. Так, например, менее востребованы на вторичном авторынке автомобили с дизельными двигателями. Такие машины «отпугивают» покупателей тем, что, возможно, уже имеют проблемы с топливной аппаратурой, возникшие из-за некачественного топлива. В этом случае без дорогостоящего ремонта не обойтись. Кстати, менее востребованы на рынке автомобилей с пробегом машины с турбодвигателями, а также авто с мощными моторами, которые облагаются высокими налогами.
Известно, что, например, внедорожники Suzuki Grand Vitara с МКПП менее востребованы у российских покупателей, чем версии модели с автоматической КПП. Такая же «участь» постигла и кроссоверы Nissan Qashqai с 1,2-литровым турбомотором CVT. Мало того, что роботизированные коробки ломаются вскоре после того, что как истекает гарантийный срок на автомобиль, но и турбомотор в случае поломки потребует дорогостоящего ремонта. Похожая проблема обнаруживается, кстати, и с «фольксвагеновскими» двигателями TSI, а также с коробками DSG и PowerShift. Плохую славу снискал на рынке и битурбированный мотор N63 объемом 4,4 литра, который используется на внедорожниках BMW X6. Также не быстро перепродаются и седаны Volvo S80 с моторами объемом от 3,0 до 4,4 литра и мощностью 238-315 л.с.