Журнал Auto3N обобщил некоторые отзывы американцев и немцев, и составили сводную таблицу для сравнения тяжести наказаний за различные нарушения ПДД.
Сравнение штрафов в РФ, США, Германии
*минимальная ставка в час — 15$, Нью-Йорк
** минимальная ставка в час — 8,5 €, Германия, данные на январь 2021
Как мы видим в таблице, в номинальном выражении штрафы в России несравненно дешевле. Что такое 1000 рублей? Всего лишь 13 долларов. Для американца или европейца — мелочь. Вот 300 долларов или евро — заметная сумма даже для жителя стран «первого мира».
Однако мало кто среди российских чиновников вам скажет о том, что штрафы в нашей стране гораздо выше, чем в США или Европе.
В таблице приводится сравнение штрафов не только по номинальным значениям, но и в процентах от МРОТ — минимального размера оплаты труда. К слову, в США МРОТ в каждом штате разный. В таблице штрафы и МРОТ даны для города Нью-Йорк, и для Германии в целом по состоянию на 2021 год.
Вы можете видеть, что в процентах от зарплаты, наши штрафы не только не меньше, но по некоторым нарушениям в разы больше американских или немецких.
Значит ли это, что иностранцам проще жить? Казалось бы, да… Однако, это не совсем так. Дело в том, что и в США, и в Германии в дополнение к штрафам, существует балльная система наказаний.
Каждое серьёзное нарушение, например, превышение скорости — это штрафной балл, а то и несколько сразу. Баллы копятся быстро, а сгорают медленно. В США для лишения прав достаточно набрать 12 баллов, в Германии — 8.
Кроме этого, каждый балл в среднем, увеличивает стоимость страховки в США примерно на 100$ в год. В России пока этого нет, но это — только пока.
А теперь поговорим о том, какую роль вообще играют штрафы. Официально — это инструмент принуждения водителей к соблюдению ПДД. Но так ли он эффективен?
Для того чтобы это понять, сравним смертность в разных странах за 2019 (допандемийный) год, в пересчёте на 100 000 человек:
Россия — 17,1
США — 14,5
Германия — 3,9
Получается странная картина. Относительно МРОТ, штрафы в РФ ничем не уступают США и Германии. А смертность у нас чуть больше чем в США и в разу больше, чем в Германии. Получается, размеры штрафов не влияют на смертность. Тогда что же влияет?
Есть несколько факторов:
1. Скоростной режим. В Европе в целом, и в Германии в частности, наблюдается тенденция к снижению скоростных режимов и внутри, и вне городов. Если в РФ фактическое ограничение скорости — 60+19 = 79 км/ч, а в США — 72 км/ч, то в Германии — 50 км/ч.
2. Состояние дорог общего пользования. Это включает в себя не только качество асфальта, но и планировку улиц, пешеходных переходов, развитие общественного транспорта. В этом плане на первое место из рассматриваемых трёх стран снова выходит Германия. США не так дружелюбна к пешеходам, как Европа.
3. Состояние автопарка. Важную роль в безопасности играет возраст автомобиля. Это влияет и на прочность кузова, и на надёжность систем пассивной и активной безопасности.
Россия — 15,2 лет
США — 12,1 лет
Германия — 9,6 лет
Таким образом, повышением штрафов государство добьётся не повышения безопасности, а повышения доходов бюджета.
Безопасность обеспечивается совсем другими средствами. Это и контроль за состоянием дорог, и повышение уровня жизни, что позволило бы россиянам обновить старые машины. Но это — сложный путь. Гораздо проще и быстрее ввести новые штрафы и увеличить старые.
В нашей стране, на данном этапе, хорошие дороги и повышение уровня жизни не обеспечат безопасность движения! Безопасность движения обеспечит перепрограмирование мозгов и на это уйдёт не один десяток лет. Поэтому нужны штрафы. как ушат холодной воды на голову в зимнее время, то есть не 2000 р за езду и парковку на тротуаре, а 200000 р и так далее по всем пунктам ПДД. Вот тогда у водителей на генетическом уровне, привьётся рефлекс, на красный не ехать, пьяным за руль не садиться и так далее.