Корейские модели остаются пока наиболее ликвидными среди трехлетних автомобилей массового сегмента, тогда как в премиальном сегменте лидируют «японцы».
Такой вывод на основании проведенного исследования остаточных стоимостей трехлетних автомобилей сделали эксперты компании «Автостат Инфо» и проекта «Правильная цена».
В результате работы были составлены списки самых ликвидных брендов и моделей в массовом и премиальном сегментах по признаку «происхождение марки». Для анализа эксперты задействовали данные о стоимости трехлетних автомобилей, данные о продаже машин в 2017 году, а также значение средневзвешенных цен на авторынке. В массовом сегменте выборку исследования попали 105 моделей 28 марок, а в премиальном – 87 моделей 13 брендов.
Массовый сегмент
Исследование показало, что в массовом сегменте остаточная стоимость упала на 0,4 процентных пункта с прошлого года и составила 75,5%. Значит, за первые три года эксплуатации машина с «масс-маркета» потеряла в цене около 26%.
Самыми ликвидными в массовом сегменте по-прежнему остаются корейские бренды. Они лидируют с показателем остаточной стоимости в 79,51%. Европейские марки на втором месте – 78,72%. А третье место остается за японскими марками, которые сохраняют 75,36% от первоначальной стоимости по прайсу.
Среди марок в массовом сегменте тройку лидеров составили Mazda (87,39%), Hyundai (81,49%) и Renault (79,98%).
Первое место среди самых ликвидных моделей этого сегмента занял Hyundai Creta. За три последних года этот кроссовер сохранил 90,87% от своей первоначальной стоимости. Вторым стал кроссовер Mazda CX-5 (88,51%), а третье место досталось Mazda6 (85,49%). В топ-5 моделей, лидирующих по ликвидности, вошли также Toyota RAV4 (84,32%) и Renault Sandero Stepway (83,78%).
Премиальный сегмент
В премиальном сегменте остаточная стоимость трехлетнего авто в среднем по рынку составила 69,5%, что на 0,7 процентных пункта меньше результата 2019 года. За три последние года эксплуатации машина сегмента «премиум» потеряла около 30% от своей изначальной стоимости по прайсу.
В рейтинге премиальных брендов абсолютным лидером стали «японцы» (остаточная стоимость – 72,9%). На втором месте оказались американские марки (71,97%), а третью строчку рейтинга заняли «европейцы» (68,85%).
Топ-5 самых ликвидных марок премиального класса возглавил MINI (78,12%) второе место досталось бренду smart (77,79%), а третье – японскому «Лексусу» (77,13%).
Лидером в рейтинге моделей премиального класса стал Audi A5, который за три года сохранил 80,6% от своей изначальной стоимости. Второй результат продемонстрировал MINI Сooper – 79,99%, а третье – Lexus RX (79,55%).
Юрий Елистратов, независимый эксперт, комментируя ситуацию с незначительным снижением остаточных стоимостей отмечает, что такое происходит под влиянием внешнеэкономических факторов:
«Весной 2020 года были приостановлены поставки новых автомобилей, это вызвало небывалый отложенный спрос и дефицит новых авто, который частично стал реализовываться в летний период с началом поступления машин на склады дилеров. Пандемия затронула многие секторы экономики, что привело к ослаблению рубля в августе 2020 года. В период дефицита и ослабления курса спрос существенно сместился в сторону подержанных автомобилей».
Помимо дефицита новых автомобилей на рынок оказывали влияние и другие факторы. «Дефицит новых машин, падение предложений автомобилей с пробегом, наличие большой наличности на руках у россиян – более 12 трлн рублей. Опыт 2014-2015 г.г. показал, что покупка автомобиля может стать защитным инструментом, и именно этот сценарий реализуется сегодня», – считает Артем Самородов, партнер издательства «Короче, Дилер» и автор телеграмм-канала ProTradeIn.
Эксперты считают, что если дефицит с новыми автомобилями будет решен, а отложенный спрос будет удовлетворен, то колебания остаточной стоимости трехлетних автомобилей могут происходить в диапазоне 2-3 процентных пунктов и зависеть, в большей степени, от политики производителей, направленной на повышение ликвидности своего модельного ряда. «При снижении продаж новых машин в ближайшие годы и, как следствие, уменьшения сегмента «молодых» автомобилей с пробегом, за ближайшие 3-5 лет остаточная стоимость, возможно, вырастет за счет превышения на вторичном рынке спроса на «молодые» автомобили с пробегом над их предложением», – заключает генеральный директор проекта «Правильная Цена» Татьяна Абрамова.
По мнению Сергея Бургазлиева, независимого консультанта по индустрии «Автомобили и транспорт», рынок подержанных автомобилей в 2020 году был несколько перегрет. «Ожидаю, что в 2021 году объем рынка несколько уменьшится, однако снижения цен ждать не стоит, — прогнозирует он. – Ликвидность трехлетних автомобилей несколько повысится, особенно в сегменте «премиум».