Этому непростому вопросу и будет посвящен наш сегодняшний разговор.
Пластичные смазки применяются во многих узлах автомобиля, поэтому так важно разобраться с их правильным применением. Рычаг переключения передач, шарниры рулевого управления; шаровые опоры; подшипники всех типов; трущиеся детали тормозных механизмов (конечно, кроме колодок); червячные передачи, ШРУСы. Резьбовые соединения, цепи, петли дверей, капота, багажника и пр. Еще существуют пластичные смазки антикоррозионные, консервационные.
Пластичные смазки, они такие разные
Может быть для кого-то это будет и открытием, но пластичные смазки изготавливаются из тех же базовых масел, что и моторные, и трансмиссионные масла. Это те же минеральные (произведенные из нефти) или синтетические (синтезированные из природного газа) масла плюс присадки. Только добавляется еще и третий компонент – загуститель.
Разные загустители придают смазкам различные свойства: водостойкость (чтобы смазка не размывалась водой), теплостойкость, устойчивость к окислению. Кроме того, пластичные смазки отличаются по консистенции (твердости), например, по классификации NLGI (США) различают 9 классов «консистенции». Отличаются смазки и по многим другим характеристикам. А определяют эти характеристики присадки и прочие компоненты смазок. Мало того, пластичные смазки от разных производителей могут иметь одинаковые свойства, но быть совершенно разными по составу.
Несовместимость. Что с чем ужиться не может?
При замене, а тем более при пополнении смазочного материала в подшипнике, шаровой опоре и т.д. старая смазка удаляется не полностью (если только узел не проходит тщательную промывку растворителем смазки). Например, в шарнирах рулевого управления автомобилей после четырехкратного шприцевания остается до 40% «старой» смазки.
Различия в составе консистентных смазок часто являются причиной несовместимости даже между двумя марками пластичных смазок одного типа: компоненты разных смазок могут вступать в химические реакции, в результате которых они разрушаются или нейтрализуются. В свою очередь, рабочие характеристики смазок могут от этого ухудшится, попросту – они перестанут защищать «доверенные им» детали автомобиля от износа. Смешанная смазка может стать чересчур жидкой и вытечет из узла, либо чрезмерно плотной, ухудшая работу трущихся деталей.
И даже если новая смазка выполняет свои функции вполне эффективно, следует учитывать, что она может быть несовместима с материалами, из которых выполнены некоторые детали, с которыми смазка соприкасается в процессе работы, например, с уплотнениями, а присадки на основе фосфора могут оказывать разрушительное действие на детали из бронзы и меди, из которых бывают выполнены шестерни зубчатых передач.
Как предотвратить неприятности от несовместимости?
Существует много рекомендаций, инструкций – какие компоненты смазок совместимы между собой, а какие нет. Однако простому автолюбителю порой даже при всем желании сложно допытаться, на какой основе приготовлено масло. «Минералка», «синтетика» – вот и все, что можно узнать у продавца и прочесть на этикетке. А состав присадок изготовители держат в секрете.
В интернете можно найти «Таблицы совместимости», но не всем таким таблицам можно верить. В таблицах может учитываться влияние не всех компонентов смазок, не учитываться некоторые важные характеристики смазочных материалов, их воздействия на уплотнения и металлы, в разных таблицах данные могут различаться – и какой из таблиц тогда верить?
Еще раз подчеркну: когда смешивают два смазочных материала разного состава, несмотря ни на какие таблицы совместимости нельзя быть уверенным на 100% в положительном результате: смесь может обеспечить, а может и не обеспечить смазку данного узла
Как можно «навскидку», без лабораторного анализа определить, что две консистентные смазки несовместимы? Если смесь сразу стала чрезмерно жидкой, а при повышении температуры и вовсе потекла, либо напротив, смазка стала совершенно твердой – смесь явно потеряла рабочие свойства и смазки несовместимы.
Никогда не следует сразу считать два смазочных материала полностью совместимыми, даже если они оба рекомендованы для применения в данном узле, рекомендуют специалисты Auto3N. Отсюда вывод – не стоит играть в «русскую рулетку» и надеясь на удачу смешивать разные смазки, тем более – смазки на разной основе (минеральное и синтетическое), и тем паче – смазки от разных производителей/брендов.
Если уж решили сменить смазочный материал, постарайтесь как можно тщательнее промыть деталь или узел, чтобы удалить из него все остатки старой смазки.
Автор – Игорь Павлов