Семь раз проверь, один раз смажь - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

Семь раз проверь, один раз смажь

Как-то набрел я на безбрежных просторах интернета на такое «откровение»: некий «знаток» проверял моторные масла на совместимость, просто сливая их вместе. Если смесь при этом не мутнела – он делал «глубокомысленный» вывод: «масла совместимы». Тем не менее, о совместимости автомобильных масел, особенно моторных, еще можно где-то в интернете найти достоверную информацию. Но задумывались ли вы о том, что и пластичные (консистентные) смазки (литол, солидол, церезин и др.), применяемые в автомобилях и другой мобильной технике, тоже могут быть совместимыми или несовместимыми?

Этому непростому вопросу и будет посвящен наш сегодняшний разговор.

Пластичные смазки применяются во многих узлах автомобиля, поэтому так важно разобраться с их правильным применением. Рычаг переключения передач, шарниры рулевого управления; шаровые опоры; подшипники всех типов; трущиеся детали тормозных механизмов (конечно, кроме колодок); червячные передачи, ШРУСы. Резьбовые соединения, цепи, петли дверей, капота, багажника и пр. Еще существуют пластичные смазки антикоррозионные, консервационные.

Пластичные смазки, они такие разные

Может быть для кого-то это будет и открытием, но пластичные смазки изготавливаются из тех же базовых масел, что и моторные, и трансмиссионные масла. Это те же минеральные (произведенные из нефти) или синтетические (синтезированные из природного газа) масла плюс присадки. Только добавляется еще и третий компонент – загуститель.

Разные загустители придают смазкам различные свойства: водостойкость (чтобы смазка не размывалась водой), теплостойкость, устойчивость к окислению. Кроме того, пластичные смазки отличаются по консистенции (твердости), например, по классификации NLGI (США) различают 9 классов «консистенции». Отличаются смазки и по многим другим характеристикам. А определяют эти характеристики присадки и прочие компоненты смазок. Мало того, пластичные смазки от разных производителей могут иметь одинаковые свойства, но быть совершенно разными по составу.

Несовместимость. Что с чем ужиться не может?

При замене, а тем более при пополнении смазочного материала в подшипнике, шаровой опоре и т.д. старая смазка удаляется не полностью (если только узел не проходит тщательную промывку растворителем смазки). Например, в шарнирах рулевого управления автомобилей после четырехкратного шприцевания остается до 40% «старой» смазки.

Различия в составе консистентных смазок часто являются причиной несовместимости даже между двумя марками пластичных смазок одного типа: компоненты разных смазок могут вступать в химические реакции, в результате которых они разрушаются или нейтрализуются. В свою очередь, рабочие характеристики смазок могут от этого ухудшится, попросту – они перестанут защищать «доверенные им» детали автомобиля от износа. Смешанная смазка может стать чересчур жидкой и вытечет из узла, либо чрезмерно плотной, ухудшая работу трущихся деталей.

И даже если новая смазка выполняет свои функции вполне эффективно, следует учитывать, что она может быть несовместима с материалами, из которых выполнены некоторые детали, с которыми смазка соприкасается в процессе работы, например, с уплотнениями, а присадки на основе фосфора могут оказывать разрушительное действие на детали из бронзы и меди, из которых бывают выполнены шестерни зубчатых передач.

Как предотвратить неприятности от несовместимости?

Существует много рекомендаций, инструкций – какие компоненты смазок совместимы между собой, а какие нет. Однако простому автолюбителю порой даже при всем желании сложно допытаться, на какой основе приготовлено масло. «Минералка», «синтетика» – вот и все, что можно узнать у продавца и прочесть на этикетке. А состав присадок изготовители держат в секрете.

В интернете можно найти «Таблицы совместимости», но не всем таким таблицам можно верить. В таблицах может учитываться влияние не всех компонентов смазок, не учитываться некоторые важные характеристики смазочных материалов, их воздействия на уплотнения и металлы, в разных таблицах данные могут различаться – и какой из таблиц тогда верить?

Еще раз подчеркну: когда смешивают два смазочных материала разного состава, несмотря ни на какие таблицы совместимости нельзя быть уверенным на 100% в положительном результате: смесь может обеспечить, а может и не обеспечить смазку данного узла

Как можно «навскидку», без лабораторного анализа определить, что две консистентные смазки несовместимы? Если смесь сразу стала чрезмерно жидкой, а при повышении температуры и вовсе потекла, либо напротив, смазка стала совершенно твердой – смесь явно потеряла рабочие свойства и смазки несовместимы.

Никогда не следует сразу считать два смазочных материала полностью совместимыми, даже если они оба рекомендованы для применения в данном узле, рекомендуют специалисты Auto3N. Отсюда вывод – не стоит играть в «русскую рулетку» и надеясь на удачу смешивать разные смазки, тем более – смазки на разной основе (минеральное и синтетическое), и тем паче – смазки от разных производителей/брендов.

Если уж решили сменить смазочный материал, постарайтесь как можно тщательнее промыть деталь или узел, чтобы удалить из него все остатки старой смазки.

Автор – Игорь Павлов

Автор публикации

не в сети 3 часа

Auto3N

0
главный редактор
Комментарии: 97Публикации: 2405Регистрация: 15-10-2020
Электронный журнал Авто3н
Комментарии