Символ государства - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

Символ государства

85 лет назад на Заводе им. И.В. Сталина стартовало производство легкового автомобиля высшего класса ЗИС-101, ставшего своеобразным символом Страны Советов.

В 1930-х годах, набирающий политическую и экономическую мощь СССР,  нуждался в собственном представительском автомобиле на уровне лучших зарубежных аналогов. В то время подобные модели для высших лиц государства закупались у американских фирм Buick и Packard.

Создание первого советского лимузина с обозначением ЗИС-101 в 1933 г. поручили столичному предприятию. Несмотря на то, что заводские инженеры выполнили множество эскизов дизайна будущего автомобиля и четыре варианта макетов кузова, его проектирование и штампы заказали американской фирме Budd Company. Она же разработала и изготовила сварочные кондукторы, необходимые станки и штампы для выпуска кузовных панелей, а также лонжеронов рамы. В Америке собрали и первую партию кузовов.

Первое шасси ЗИС-101 без кузова собрали и испытали в марте 1936 г. Дальнейшая судьба автомобиля зависела верховного руководства государства. Показ в Кремле назначили на 29 апреля 1936 года. И. Сталин и его соратники с интересом осмотрели пару ЗИС-101 черного и вишневого цвета. В целом машины произвели благоприятное впечатление. Это, правда, не повли­яло на привычки «отца наро­дов», который детищу завода сво­его имени предпочитал заокеанские «Паккарды».

ЗИС-101 воплотил лучшие достижения советского автостроения. Просторный кузов на семь человек, двое из которых располагались на откидных сиденьях (страпонтенах), укомплектовали вакуумным стеклоочистителем, радиоприемником, отопителем, пассажирский, салон отделялся от водительского отсека подъемной стеклянной перегородкой. Для отделки интерьера применили лучшие ткани, сиденья обивались сукном или кожей. Оконные рамки и приборную панель облицевали ценными породами дерева. В задней части лимузина имелся багажник, для доступа в который служил люк. Крупные вещи закрепляли на откидной наружной решетке.

Двигатель – рядная верхнеклапанная «восьмерка» (5,77 л) мощностью 90 л.с. разгоняла машину до скорости 115 км/ч, а для ее быстрой остановки в тормозную систему включили вакуумный усилитель. Зависимая подвеска с длинными полуэллиптическими рессорами и гидравлическими амортизаторами, обеспечила высокую плавность хода.

Освоение серийного выпуска ЗИС-101 оказалось не простым делом. В основном это вызвано тем, что кузов, выполненный из деревянного букового каркаса, облицовывался стальными отштампованными листами, окрашенными 10-11 слоями нитрокраски. Стоило недовернуть хотя бы один шуруп из тысячи, которые соединяли детали каркаса, – скрип был неизбежен. Для его обнаружения требовались фантастические усилия.

До конца 1936 года удалось изготовить 11 лимузинов, хотя 3 ноября пробовали запустить конвейер. На полную мощ­ность он заработал только в середине 1937 года. В начале 1938 года «путевку в жизнь» получил фаэтон ЗИС-102 с мягким складным верхом. Последний в холодное время дополнялся пристяжными боковинами с целлулоидными окош­ками.

Однако для такой солидной машины, как ЗИС-101, 90-сильный мотор оказался слабоват. Для повышения его мощности чугунные поршни уступили свое место алюминиевым. Прибавка в 20 л.с. повысила максимальную скорость  до 120 км/ч.

ЗИС-101 как самый быстроходный советский автомобиль стал флагманом службы «скорой помо­щи». В машине предусмотрели места для размещения врача и носилочных больных, погрузку которых обеспечивал люк в задней стенке.

Вольготно чувствовали себя пассажиры и ЗИС-101, которые работали  таксомотрами. В 1938 г. заводские энтузиасты изготовили двухместное купе ЗИС-101А-Спорт со стильным дизайном кузова и 141-сильным мотором. На испытаниях машина разогналась до 162,4 км/ч.

Для перевозки особо ценных граждан построили ЗИС-101Э (Экстра) – лимузин, начинка которого отличалась особо тщатель­ным изготовлением, а стекла и частично кузов сделали бронированными. Погрузневший автомобиль обладал форсированным до 116-120 л.с. двига­телем, увеличенным радиатором, усиленной подвеской, улучшенными тормозами.

Если для ЗИС-101Э большая масса стала естествен­ной, по мнению журнала  Auto3N, то для серийного лимузина это оказалось причиной разбирательства правительственной комиссии. Для повышения надежности конструкцию ЗИС-101 перетяжелили на 600-700 кг. Не дотягивало до желаемых большинство других показателей. Не на высоте находилось также и качество изготовления.

Критика пошла на пользу. В 1940 г. с конвей­ера стал сходить модернизированный ЗИС-101А. У автомобиля уменьшили массу, его оснастили 116-сильным мотором, доработанной трансмиссией, иной облицовкой радиатора,  осовременили также и форму передней части кузова. Скорость достигла 125 км/ч. Чуть позже освоили выпуск фаэтона ЗИС-102А.

В начале 1941 г. появилась модель ЗИС-101Б, которая отличалась усовершенствованной агрегатной частью шасси и кузовом с багажником увеличенного объема.

В течение 1936-1941 гг. изготовили 8752 автомобиля всех типов. ЗИС-101 оказался единственным за всю историю отечествен­ного автостроения лимузином конвейерной сборки.

Автор – Валерий Васильев специально для Auto3N

Автор публикации

не в сети 4 часа

Auto3N

0
главный редактор
Комментарии: 94Публикации: 2218Регистрация: 15-10-2020
Электронный журнал Авто3н
Комментарии

  1. Дмитрий+Чекасов

    Да, автомобиль был очень стильным и узнаваемым, в нем была своя душа, чего нельзя сказать, увы, про современные авто

    Ответить