Автор – Игорь Павлов
Состав антифризов
Практически все автомобильные антифризы, представленные сегодня на рынке, изготавливаются на основе двухатомного спирта этиленгликоля в смеси с водой. Содержание гликоля в воде составляет от 30 до 60%. Родственный этиленгликолю пропиленгликоль в автомобильных антифризах практически не используется, т.к. значительно дороже первого.
Далее антифризы на этиленгликолевой основе различаются по составу пакетов присадок. Во-первых, это антифризы с издавна применяющимися присадками на основе неорганических кислот: силикатов, нитритов, боратов, молибденатов, фосфатов и т.д. Считается, что их основными недостатками являются быстрое истощение, неспособность защищать от коррозии алюминий и прочие металлы при температурах свыше 105°С, а также образование осадка: геля и шлама.
В настоящее время набирают популярность антифризы с присадками на основе солей органических кислот – карбоксилатов. Расход присадок в этих антифризах происходит гораздо медленнее. Они не образуют гелей и шлама, не агрессивны по отношению к пластиковым, резиновым, силиконовым и другим материалам деталей системы охлаждения. Недостатками же карбоксилатов являются малая скорость создания защитного слоя на поверхности металла, т.е. неспособность быстро восстановить поврежденную защитную пленку, чтобы предотвратить развитие коррозионного процесса, а также агрессивное воздействие на металл паяных соединений.
Как компромисс, совмещающий преимущества антифризов первых двух типов, разработаны гибридные антифризы с присадками на основе органических кислот и добавлением нескольких неорганических присадок.
Отметим, что единого мнения по поводу преимуществ применения антифризов того или иного типа среди специалистов нет. Поэтому на рынке предлагаются антифризы всех упомянутых разновидностей.
Наверное, всем водителям уже известно, что ориентироваться по цвету антифриза не стоит, он не определяет состав продукта, а является элементом маркетинга, а также несет практическую функцию – подкрашенный антифриз помогает выявить место утечки.
Какая вода?
Удобнее всего купить готовый антифриз, но крупные автопарки и сервисные центры не желают платить за «перевозку воды» и приобретают концентрат, а воду для изготовления антифриза приобретают на месте либо изготавливают самостоятельно. Впрочем, частные владельцы тоже могут приобрести концентрат в мелкой таре.
Нельзя разбавлять концентрированный антифриз водопроводной или речной водой. В ней содержатся соли, которые всем знакомы в виде накипи на стенках чайника. Если такая накипь отложится на стенках полостей охлаждения двигателя, она резко ухудшит теплоотвод, что станет причиной перегрева со всеми вытекающими катастрофическими последствиями. Кроме того, обычная вода вызывает сильную коррозию металлических деталей системы охлаждения, с которыми контактирует. Особенно опасна такая вода для тяжелонагруженных дизелей.
Антифриз должен изготавливаться на основе специальной деионизированной воды, деминерализированной, дистиллированной или в крайнем случае – хотя бы кипяченой.
Заметим: в чрезвычайной ситуации: например, вытек антифриз на дороге, в систему охлаждения можно заправить обычную воду, но только до ближайшего автомагазина или сервиса, где ее тут же следует заменить на антифриз.
Можно ли смешивать антифризы разных марок?
А теперь рассмотрим самый больной вопрос. Специалисты дают на него однозначный и, в общем, очевидный ответ: смешивать антифризы разных типов (карбоксилатные-неорганические) и даже разных марок хотя бы и одного типа нежелательно. Присадки, которые входят в их состав, могут «отравить» друг друга и в системе охлаждения возникнет интенсивная коррозия металлов. Если все же антифриз в системе охлаждения автомобиля был смешан с другим, случайно или по необходимости, рекомендуется при первой же возможности слить смесь и заправить систему охлаждения антифризом марки, рекомендованной производителем техники.
Антифризы, предназначенные для бензиновых легковых автомобилей, нельзя использовать для дизельных двигателей, особенно высоконагруженных.
Простейшие способы проверки антифриза
К сожалению, покупая антифриз, вроде бы, такой же марки, как в вашем автомобиле, можно нарваться на подделку. Поэтому, если есть сомнения в качестве антифриза, специалисты рекомендуют выполнить простую проверку прежде, чем доливать антифриз в систему охлаждения. Смешайте некоторое количество вашего антифриза с вновь купленным в соотношении 50/50 и понаблюдайте за смесью примерно в течение часа. Если расслоения жидкости и осадка не обнаружится, антифризы можно считать совместимыми.
Еще одна простая проверка: плотность антифриза проверяется обычным ареометром при температуре не ниже +20°С и должна составлять не менее 1,072 г/см3.
Согласны с автором, что производители используют разные цвета исключительно в маркетинговых целях.
Действительно, изначально яркий цвет антифриза задумывался как индикатор неисправности системы охлаждения – по цветным подтекам проще найти поломку
На сегодняшний день определенных стандартов, регламентирующих цвет охлаждающей жидкости, просто не существует.
Оттенок зависит только от добавок красителя, и не является естественным для каких-либо присадок, влияющих на свойства жидкости в целом.
Поэтому охлаждающие жидкости ОДНОГО цвета РАЗНЫХ брендов могут значительно отличаться друг от друга по свойствам, а разноцветные – иметь сходный состав.
Таким образом, при выборе антифриза стоит ориентироваться не на его цвет, а на класс, характеристики и указания в руководстве по эксплуатации автомобиля.