Здание завода было возведено в 20-е годы прошлого столетия. В то время это было самое большое автомобильное предприятие в Европе, а также второй по размерам автозавод во всем мире. Первым был, конечно же, завод Ford в США, где в свое время побывали боссы «ФИАТа».
Автозавод FIAT представляет собой здание высотой в пять этажей с тестовой трассой на крыше. Автором этого знаменитого проекта стал итальянец Джакомо Мате-Трукко. Его детище было задумано, как самый большой производственный объект в Европе, построенный с применением новых на тот момент материалов и технологий, например, железобетона. Место, выбранное для строительства завода, создало дополнительные проблемы для архитектора. Это была относительно небольшая территория, подъезд к которой был органичен к тому же еще и железнодорожными путями. Они, кстати, использовались для доставки сырья почти до дверей предприятия.
Из-за гористого и сложного рельефа Джакомо Мате-Трукко спроектировал здание так, что оно поднималось вверх и венчалось «гребнем» тестовой трассы, которая занимала весь периметр крыши и имела два виража. Этот тестовый трек достигал в длину почти 1 км, а скорость, которую могли развивать здесь автомобили, достигала 90 км/ч.
Внутри завода был устроен не совсем обычный производственный конвейер. Работы по сборке автомобиля начинались на первом этаже, и по мере того, как машины перемещались с этажа на этаж они приобретали свою товарную форму.
Это «путешествие» приводило их на тестовый трек на крыше, где они проходили скоростные испытания. Затем автомобили спускались по длинному спиральному пандусу и направлялись прямиком в автосалоны FIAT. Такое производственное решение — конвейер, который ведет постепенно наверх строения — это не новаторское изобретение. Еще раньше по такому принципу организовывали работы, например, на хлебозаводах, с той лишь разницей, что сырье там поступало на верхние этажи строения, а готовая продукция выходила на первых этажах.
Завод в Линготто быстро стал символом итальянского автопрома и заметным во всех смыслах архитектурным объектом, решенным в авангардной стилистике. В 1928 году предприятие вышло на максимальный объем производства и выпускало около 200 машины в сутки.
Производственная жизнь «фиатовского» предприятия в Линготто длилась до 1982 года и закончилась по многим причинам, в том числе и из-за мирового экономического кризиса. В 1979 году предприятие выпустило последнюю машину— Lancia Delta, а через три года окончательно закрылось. За годы работы туринский завод выпускал более 80 различных моделей. Среди них были, в частности, такие знаменитые модели, как FIAT509, FIAT508 Balila и FIAT500 Topolono.
После закрытия здание завода было заброшено, как это часто бывает со специфичными строениями. Но уже в 1985 году в здании бывшего завода разместился многофункциональный центр. И что важно архитектурная идентичность строения сохранилась, хотя само оно пережило глубокую реконструкцию, которая прошла под руководством известного архитектора Ренцо Пьяно.
Сейчас в здании завода FIAT находятся магазины, офисы, театр и кинотеатр, даже несколько гостиниц и музей, где собраны картины из коллекции основателя FIAT, Джованни Аньелли.
Внутри организация пространства изменилась, а снаружи — это все то же узнаваемое строение, которое еще в 20-е годы удостоилось похвалы легендарного архитектора Ле Карбюзье. Сохранился даже и легендарный тестовый трек на крыше.
Кстати, он прославился и в кино. В 1969 году в мировой прокат вышел фильм «Итальянская работа», финальным эпизодом которого стала динамичная полицейская гонка. И прошла она как раз-таки на крыше туринского завода FIAT. Самое здание завода также стало местом, где развернулись события фильма «Мафиозо», снятого в 1962 году известным режиссером Альберто Латтуада.
И в наши дни на крыше здания по-прежнему иногда проходят гонки. Так, осенью 2011 году на крыше завода прошли заезды на скутерах Vespa и Lambretta, организованные компанией Red Bull.