В безбрежном море аккумуляторов - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

В безбрежном море аккумуляторов

Мы попытаемся облегчить читателям Auto3N плавание в безбрежном море типов и видов аккумуляторных батарей.

Мы попытаемся облегчить читателям плавание в безбрежном море типов и видов аккумуляторных батарей.

По назначению аккумуляторы бывают стартерные, тяговые и универсальные стартерно-тяговые.

Стартерные способны непродолжительное время (1-8 сек) развивать высокие токи для работы стартера двигателя автомобиля. После этого они участвуют в питании электрооборудования автомобиля, но при обязательной подзарядке от генератора. Стартерные аккумуляторы не рассчитаны на работу в режиме «заряд-разряд», не переносят глубокого разряда: пластины покрываются отложениями солей, АКБ быстро теряет емкость и выходит из строя.

Тяговые АКБ, напротив, предназначены для длительного автономного, без подзарядки, питания электрооборудования. Устойчивы к циклическим глубоким разрядам, однако не способны развивать высокие пусковые токи. Тяговыми аккумуляторами оснащается спецтехника: подъемники, уборочные машины и т.п.

Стартово-тяговые аккумуляторы. Существует достаточно транспортных средств, которым требуются как стартерные АКБ для пуска двигателя, так и тяговые для питания многочисленного электрооборудования, например, автомобили с автодомом-кемпером и развозные автофургоны с гидробортами. Такие автомобили мало ездят, а дополнительное оборудование у них много работает, потребляя электроэнергию. Иногда такие транспортные средства комплектуются двумя аккумуляторами: стартерным и тяговым.

Но возможно иное решение: использование аккумуляторов двойного назначения, рассчитанных на работу в режиме «глубокий разряд-пуск». Такие АКБ обеспечивают мощные пусковые токи и способны длительное время служить источником вспомогательного питания многочисленного электрооборудования, выдерживая многократные разряжения на 40-50%. Некоторые стартово-тяговые АКБ даже имеют по две пары клемм – одна для цепи стартера, другая – для электрооборудования.

Не следует путать стартово-тяговые АКБ с аккумуляторами типа Start-stop, которые предназначены для автомобилей с системой экономии топлива, выключающей двигатель после работы на холостом ходу, а также с «полутяговыми» АКБ, которые предназначены для питания электрооборудования, но плохо переносят высокие пусковые токи.

Разобравшись с типом аккумулятора по назначению, подберем АКБ по конструкции.

Свинцово-кислотные АКБ с решетками пластин из сплава свинца с сурьмой (т.н. технология Sb/Sb) широко распространены и доступны по цене.Они бывают заправленными жидким электролитом или сухозаряженными (заправляются, когда батарею покупают). Достоинством их является длительный срок службы при условии правильного обслуживания. Нужда в обслуживании – их основной недостаток.

Необслуживаемые. Гораздо удобнее в эксплуатации аккумуляторы, у которых не требуется проверять уровень электролита и доливать воду в процессе эксплуатации. У них пластины заключены в изолирующие пакеты, банки герметично закрыты, отсутствуют вредные испарения. Решетки пластин изготавливаются из сплава свинца с кальцием (Са/Са). У кальциевых АКБ саморазряд почти на 70% ниже, чем у аккумуляторов типа Sb/Sb, а недостатками являются высокая чувствительность к глубоким разрядам, более короткие сроки службы и более высокая цена. Городская езда в режиме «старт–стоп» и длительные простои действуют на них отрицательно.

У аккумуляторов с решетками из свинцово-кальциевого сплава, легированного серебром (Са/Са+Аg), отсутствуют недостатки кальциевых батарей. Но «серебряные» АКБ еще дороже кальциевых. Более дешевая альтернатива – гибридные аккумуляторы, у которых положительные пластины из малосурьмянистого сплава, а отрицательные — из кальциевого (технология Sb/Ca).

Специалисты предупреждают: следует опасаться низкокачественных подделок аккумуляторов с этикетками Са/Са и Са/Са+Аg.

Можно упомянуть еще об АКБ, выполненных по технологии EFB. Каждая пластина у них заключена в микроволоконный конверт, заполненный жидким электролитом, что делает батареи более долговечными.

AGM. Необслуживаемые аккумуляторы с герметизированным корпусом, не содержащие свободного жидкого электролита, называются VRLA или AGM. В этих АКБ между положительными и отрицательными пластинами расположены пропитанные электролитом прокладки из стекловолокна. Аккумуляторы AGM отлично работают в автомобилях, электрооборудование которых специально приспособлено для них. Оптимальный уровень заряда поддерживает электронная система управления. AGM могут выполнять роль АКБ типа Start-Stop, выдерживают высокие нагрузки, характерные для современных автомобилей, насыщенных электрооборудованием, способны быстро отдавать высокие токи при пуске двигателя и быстро заряжаться.

Однако AGM очень чувствительны к колебаниям напряжения заряда и выдерживают отклонения не более ±1%. Поэтому АКБ AGM можно устанавливать только в автомобили, оборудованные для работы с ними. В автомобили, рассчитанные на обычные АКБ, устанавливать аккумуляторы AGM не стоит. Долго они не прослужат.

Рамки статьи не позволили нам коснуться многих важных вопросов: тонкости выбора характеристик АКБ, зарядки и др. Они будут темами наших следующих материалов.

Автор: Игорь Павлов, специально для Auto3N

Автор публикации

не в сети 23 часа

Auto3N

0
главный редактор
Комментарии: 97Публикации: 2412Регистрация: 15-10-2020
Электронный журнал Авто3н
Комментарии