Камеры замеряли не фактическую скорость, а время проезда транспортных средств на определенных участках дорог. Исходя из полученных результатов начислялись штрафы. При этом длина участков не была фиксированной, и водители часто не подозревали, что находятся под наблюдением. Однако в сентябре 2021 года в ряде СМИ была опубликована информация о том, что штрафы за так называемую “среднюю скорость” начисляться не будут.
Эти штрафы не наказывали автомобилистов за кратковременные превышения, которые случаются на спусках или длинных прямиках. Системы слежения выписывают штрафы за осознанные превышения скорости, которые совершаются на протяжении 1-3 км. Между тем, по информации «Коммерсанта», ГИБДД пока приостановило их использование.
В официальном ответе ГУОБДД МВД России сообщается: «Используемые в настоящее время Госавтоинспекцией формы федерального статистического наблюдения не содержат сведений по делам о правонарушениях по статье 12.9 КоАП на протяженном участке дороги, зафиксированных в автоматическом режиме».
Как давно полиция перестала преследовать за это нарушение и по какой причине, в МВД не поясняют. В Москве, по данным СМИ, подобные штрафы не присуждаются с августа 2021 года, в Подмосковье — с мая-июня.
Насколько стало известно журналу Auto3N, споры в отношении законности наказания за «среднюю скорость» не утихают с 2019 года. Главным фактором, вызывающим недовольство, был большой участок действия этих камер. Пока автомобиль следовал по нему, водитель мог быть оштрафован за превышение мгновенной скорости, а вдобавок к тому позже приходили штрафы и за «среднюю скорость».
К слову, в статье 12.9 КоАП РФ также нет упоминаний о «средней скорости». Однако из-за того, что других разъяснений Верховный суд не дал, функционирование комплексов не прекратилось. В декабре 2019 года Госдума инициировала обсуждение поправок в связи с проблемой «средней скорости», однако законодательных выводов из этого не последовало.
В апреле 2021 года МВД, Министерство транспорта и Министерство юстиции готовили для правительства «предложения по законодательному закреплению ответственности» за превышение «средней скорости». Сейчас взята оперативная пауза в работе систем контроля. Но значит ли это, что комплексы перестали работать?
По данным «Российской газеты», комплексы фотофиксации получили новое программное обеспечение и начали функционировать в режиме контроля фактической скорости. Как уточнили в областном Министерстве транспорта, ни один комплекс фото- и видеофиксации из эксплуатации не выведен.