Минпромторгом РФ уже разработан проект «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей».
Согласно данному проекту, с 1 сентября по 31 августа 2025 года будет проводиться эксперимент по маркировке данной продукции. Он позволит установить, насколько этот метод эффективен в борьбе с нелегальным производством и продажей автохимии, а также, как это поможет поступлению налогов и сборов в казну от такого бизнеса. По окончании эксперимента будет принято решение о ее обязательности.
Ожидается, что маркировка будет наноситься на автомобильные масла и смазки, антифризы, тормозные жидкости и некоторые другие виды автохимии. На канистрах появятся коды маркировки, похожие на те, что уже сегодня встречаются на шинах, обуви, парфюмерии и табачной продукции.
Введение в России обязательной маркировки позволило сократить долю нелегальной продукции в различных категориях товаров на 25-50%. Вероятнее всего, снизится и число поддельных автомасел.
Оператором эксперимента станет компания «Оператор-ЦРПТ» которая предоставит коды и оборудование для их нанесения. Поэтому производителям и продавцам ничего платить не придется.
Месяцем ранее уже выходила новость, что Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов разработал проект постановления кабмина и направил письмо вице-премьеру – главе Минпромторга Денису Мантурову с предложением провести в России с 1 мая по 1 октября 2024 года эксперимент по маркировке средствами идентификации моторных масел для автомобилей в целях борьбы с контрафактом. “Провести с 1 мая по 1 октября 2024 г. на территории Российской Федерации эксперимент по маркировке средствами идентификации моторных масел. <…> Установить, что в целях эксперимента используется государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации”, – цитировал ТАСС проект постановления.
В письме Мантурову сенатор указывал, что сегодня на рынок поступают подделки запасных частей и моторных масел, что влияет на безопасность автомобилей и их владельцев. Андрей Кутепов также предложил рассмотреть вопрос о проведении аналогичного эксперимента в отношении свечей зажигания, деталей подвески и рулевого управления.
Далее вышла новость, вызывающая скепсис у экспертов авторынка от ЦРПТ: введение маркировки не повысит цены моторных масел и смазочных материалов.
В рамках эксперимента по маркировке будут промаркированы моторные масла, смазки для шестерен и редукторов, антифризы, тормозные жидкости и некоторые другие виды смазочных материалов. На канистрах появятся Data-Matrix специальные коды.
«Участие в эксперименте является добровольным и не повлечет дополнительных затрат со стороны его участников, поскольку коды маркировки и оборудование для нанесения средств идентификации на время тестов предоставляются ООО «Оператор-ЦРПТ» на безвозмездной основе», – рассказали в пресс-службе Минпромторга.
По словам заместителя генерального директора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Реваза Юсупова, основной задачей маркировки является борьба с контрафактом и некачественными аналогами.
Как стало известно журналу AUTO3N со слов Юсупова, по данным международной ассоциации «Антиконтрафакт», нелегальный оборот автомасел составляет 50–60%.
При этом Юсупов подчеркнул, что введение маркировки не отразилось на стоимости ни одной из 17 маркируемых товарных групп.
Повторимся, что эксперимент стартует 1 сентября 2024 года и продлится до 31 августа 2025 года.