Не заменять шины раньше времени
Когда от глубины рисунка остаётся 20%, скорость износа составляет всего 25% от начальной. Этот результат справедлив для разных рисунков протектора. С заменой шин, у которых глубина рисунка подходит к критической, спешить не стоит, они еще походят. По мере истирания рисунка протектора уменьшается сопротивление качению шины и, соответственно, расход топлива автомобиля. Когда протектор «дохаживает» последние десятки тысяч километров, топливная экономичность автомобиля улучшается на 1,5%.
В то же время, если предполагается восстанавливать шину методом наварки нового протекторного слоя, следует оставить примерно 5 мм до предельной глубины рисунка.
Выяснить причины выхода из строя предыдущих шин
Прежде, чем бежать в магазин за новыми шинами, следует разобраться, почему вышли из строя предыдущие: не терлась ли шина о крыло или другие детали, не попадало ли на шину подтекающее масло или топливо, которые разъедает резину, не стал ли причиной повышенного износа дисбаланс шины или биение от неправильной установки.
Неправильное давление, как утверждают специалисты, является причиной до 90% случаев неисправностей шин. Поэтому, покупая новые шины, обязательно выясните у продавца или производителя шин, каким должно быть их рабочее давление именно на вашей машине и при ваших условиях эксплуатации. Если давление будет постоянно ниже нормального на 1–2 атм, срок службы шины сократиться на 20-30% и более. Расход топлива при этом будет ненормально высоким. Не следует и увеличивать давление выше нормального.
Значение давления нужно проверять точным манометром. В автопарке предприятия должен быть образцовый манометр, с которым регулярно сверяются все используемые водителями манометры.
Схождение/развал колес. Если протектор управляемых колес изнашивается неравномерно, по плечевой зоне с наружной или внутренней стороны, значит углы установки колес отрегулированы неправильно. Также следует проверить состояние втулок, сайлентблоков и реактивных штанг подвески всех осей автомобиля, возможно, люфты в них превышают допустимые величины и являются причиной неравномерного износа протекторов шин.
Ремонтопригодность и сроки гарантии
Шины обладают разной ремонтопригодностью и будет очень полезно заранее поинтересоваться у специалистов шиномонтажа, надежно ли герметизируются жгутами проколы, хорошо ли сваривается резина и держатся заплатки на шинах, которые вы собираетесь купить.
Также выясните, насколько доступен послепродажный сервис и каковы сроки гарантии на выбранные шины.
Использование шин для другой техники
Следует покупать и использовать только те шины, которые предназначены для вашей машины. Например, если шины от погрузчика совершенно подходят по размерам
для вашего самосвала, они будут непригодны по допустимым величинам скорости и нагрузки.
Покупать две шины
Даже если на вашей машине вышла из строя одна шина, рекомендуется покупать две новых или целый комплект. На одну ось следует устанавливать только одинаковые шины: с одним рисунком протектора и размерностью (требование ПДД), с одинаковым давлением и степенью износа (у новой шины наружный диаметр больше). Все перечисленные характеристики шин влияют на величину сцепления с дорожной поверхностью. При резком торможении разное сцепление шин приведет к заносу автомобиля. Колеса с разными наружными диаметрами будут вращаться с разной скоростью, это создаст опасные нагрузки на шестерни межколесного дифференциала, а в полноприводном автомобиле – грозит поломкой и межосевого дифференциала. Важный момент: шины разных производителей, имеющие одинаковую маркировку, могут отличаться по размерам порой на десятки миллиметров.
У сдвоенных шин, чем меньше отличается высота профиля (допускается лишь несколько мм), тем лучше и для безопасности, и с точки зрения износа самих шин и компонентов трансмиссии. Часто внутренние шины из пары, до которых сложнее добраться, водители обслуживают небрежно. Поэтому уже при монтаже вентиль внутренней шины должен быть расположен так, чтобы доступ к нему был удобным.
Как хранились шины?
Прежде, чем покупать шины, посмотрите, нет ли на резине мелких трещин – свидетельства неправильного хранения под солнечными лучами, не сплюснуты ли борта шин вследствие хранения «стопкой»? Сплюснутые шины будет сложно забортировать.
Состояние дисков колес.
Прежде, чем устанавливать новую шину на колесный диск, проверьте, в каком он состоянии. Если на поверхностях диска, к которым прилегают борта шины, будет ржавчина, борта станут интенсивно истираться и шина выйдет из строя. Кроме того, коррозия ослабляет металл диска, со временем в нем развиваются микротрещины. Особенно опасно устанавливать диски с дефектами на управляемые оси.
***
Мы с вами рассмотрели далеко не все аспекты выбора, замены и последующей эксплуатации шин. Продолжим в следующем материале. А просто это или сложно – судить вам!
Автор – Игорь Павлов