Технология 3D-печати стала почти обыденностью – для детей производят ручки, а ученые умудрились напечатать на принтере даже человеческое сердце. Поэтому неудивительно, что рынок автозапчастей, напечатанных с помощью технологии 3D, стремительно развивается.
Какие запчасти можно напечатать на 3D-принтере:
· внешние детали автомобиля – кузовные запчасти, компоненты дисков, обвесы, фары, части бампера;
· детали интерьера – кнопки, заглушки, ручки и пр.;
· детали узлов – шестеренки, крышка топливного бака, омыватели фар, фиксаторы тросиков и пр.
Фактически 3D-принтеры могут напечатать любую деталь – и пластиковую, и металлическую. Все зависит от технологии и типа принтера. Разберем самые популярные методы печати:
Прототипирование методом плавления (FDM). Метод подразумевает послойное наложение горячей нити из материала (металл, пластик).
Селективное лазерное плавление (SLM). Металлический порошок плавится с помощью лазера и получается нужная деталь.
Лазерная стереолитография (SLA). Метод моделирования, при котором используется жидкий полимер. Материал послойно затвердевает под воздействием специального излучения.
Электронно-лучевая плавка (EBM). Технология печати, позволяющая получать очень прочные детали, например, из титана.
Метод с использованием ламинирования (LOM). Послойное склеивание листового материала (бумага, металл, пластик) с формированием контура с помощью лазера.
Многоструйное моделирование (MJM). Печать, сочетающая несколько методов – струйной трехмерной печати, послойного наплавления и стереолитографии (послойное отверждение жидкого материала под воздействием лазера).
Самый простой метод печати – FDM. Обычно именно его используют для изготовления запчастей.
Что важно учесть при заказе запчастей для 3D-печати:
- важно правильно измерить запчасть и спроектировать ее в специальной программе. Это один из самых сложных этапов, потому что ошибка с размером даже в миллиметр может критично сказаться на работоспособности автомобиля. После того, как деталь прорисована, остается только нажать «Печать», дождаться, пока принтер сделает свою работу – деталь готова.
- из какого материала надо сделать деталь – если запчасть используется при высоких температурах, логично, что и материал должен выдерживать агрессивную среду;
- есть ли у вас возможность точно измерить деталь – иногда компании просят выслать запчасть, которую требуется заменить, чтобы избежать ошибок в расчетах;
- гарантии на то, что деталь не принесет вреда автомобилю, никто не даст – это ваша ответственность;
- если автомобиль на гарантии или у вас оформлен полис КАСКО, надо уточнить, имеете ли право ставить, по сути, контрафактные детали – скорее всего, нет.
Автопроизводители, кстати, тоже начали активно осваивать 3D-технологию. Например, насколько известно журналу Auto3N, компания Porsche сообщила, что печатает корпуса электроприводов – они более легкие и прочные, чем литые детали. Porsche использует печать металлом, а если точнее – метод лазерного плавления металлического порошка (SLM).
Насколько выгодно заказывать печать таких деталей вместо того, чтобы заказывать? Очень выгодно. Условно, какой-нибудь кронштейн в иномарке может стоить десятки тысяч, а себестоимость печати – около 1000 рублей. Более практичный пример – передняя фара BMW X5 обойдется автовладельцу в 20-50 тысяч рублей. Если сломается пластиковая заглушка, придется менять фару целиком – отдельно эту заглушку просто не найти. Либо вы можете обратиться к компании, которая печатает автозапчасти на 3D-принтере и сэкономить десятки тысяч рублей.
В России не так много компаний занимается изготовлением запчастей с помощью 3D-принтера. Пока об этой услуге знает не так много людей – автовладельцы обычно ищут замену в интернет-магазинах запчастей или в автосервисах. Но ключевое слово – пока, потому что выгода такой технологии очевидна.