Рынок легковых автомобилей выйдет на докризисный уровень только в 2027 году, следует из прогноза «Технологий доверия». При этом на фоне падения производства автомобилей в 2022 году сократился спрос на автокомпоненты для производства, но заметно выросла потребность в запчастях для авторемонта: они, по оценке авторов исследования, будут лидировать в продажах в ближайшие пять лет.
По базовому прогнозу аналитиков, в 2027 г. продажи достигнут 1,49 млн единиц.
Сценария два:
В базовом сценарии костяк продаж составят отечественные бренды (302 000 шт.) и импортные машины (317 000 шт.), на иномарки российской сборки будет приходиться лишь 51 000 машин. Доля отечественных брендов предположительно вырастет с 30 до 45% от всего рынка.
В оптимистичном сценарии продажи легковых машин вырастут на 28% в 2023 г. до 800 000 единиц. Но далее они будут расти меньшими темпами – на уровне 18% в год – и достигнут 1,55 млн автомобилей в 2027 г., говорится в обзоре.
Реализация такого сценария возможна в случае появления новых игроков на рынке, которые локализуют производство в России. Так, в оптимистичном прогнозе «Тедо» на 2023 г. количество иномарок местной сборки в продажах должно достичь 181 000 шт.
На итоговый результат авторынка в 2023 г. будут влиять отсутствие геополитических шоков, сбои в поставках комплектующих и развитие новых каналов для этого, а также отсутствие роста платежеспособного спроса и высокие цены на автомобили.
Но какой бы сценарий ни развивался, продажи автомобилей смогут приблизиться к уровню 2021 г. (1,5 млн машин) лишь через пять лет, в 2027 г.
Нижней точкой в статистике автомобильного рынка стал 2022 год, когда из-за СВО и остановки выпуска всех иномарок в стране, кроме китайских, рынок упал почти на 60% до 626 300 машин.
С другой стороны, если обратиться к прогнозам PwH (теперь “ТеДо”) десятилетней давности, когда рост парка новых автомобилей прогнозировался до 5 млн.шт. и на основе этих прогноза автодилеры строили дизайнерский “дворцы” под шоу-румы, а результате рынок пошел развиваться по другому сценарию, то многие игроки рынка стали скептически относится к прогнозам данной организации, считает эксперт журнала AUTO3N Сергей Литвинов.
При этом, в деньгах продажи сократились на 41% до 1,65 трлн руб. Аналитики связывают это с ростом средней цены на все категории легковых автомобилей. По данным АА «Автостат», цены на них выросли в среднем на 17% до 2,33 млн руб. за прошлый год (без учета дилерской наценки).
Расчеты «Тедо» по рынку новых автомобилей пессимистичнее оценок других аналитиков. В частности, базовый прогноз «Автостата» на 2023 г. предполагает продажу 780 000 таких машин, что почти на четверть больше, чем в прошлом году. В оптимистичном варианте аналитическое агентство ожидает роста рынка на 39% до 870 000 автомобилей.
АЕБ, как уже сообщал журнал AUTO3N, считает продажи легковых и легких коммерческих автомобилей вместе, прогнозировала увеличение продаж в 2023 г. на 12% до 770 000 единиц техники.
Подорожали в прошлом году и автозапчасти. По оценке президента РСА Евгения Уфимцева, рост цен по этой категории составил почти 20% в марте 2023 г. по сравнению с мартом прошлого года. Его слова приводятся в сообщении информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».
Спрос на автокомпоненты и запчасти для машин снизится на 2% в деньгах в 2023 г. и составит 2,58 трлн руб., отмечается в обзоре. Но далее этот рынок будет расти со средним темпом 5% в год, прогнозируют в «ТеДо». В 2027 г. этот показатель должен достичь 3,1 трлн руб.
В то же время сегмент именно запчастей даже в 2022 году вырос на 4,6%, до 1,9 трлн руб., то есть падение обусловлено именно сокращением рынка компонентов (на 41,8%, до 750 млрд руб.).
Если в 2021 году на компоненты в денежном выражении приходилось 41,8% рынка, а на запчасти — 58,2%, то в 2022 году на комплектующие пришлось только 28,5%, а в 2023 году доля снизится до 23,7% и сохранится на этом уровне до 2027 года, считают в «ТеДо».
Такая оценка соответствует картине рынка: автозаводы в 2022 году простаивали полностью или частично на фоне сложностей с логистикой и санкций — в частности, ЕС запретил ввозить в РФ компоненты дороже €300. По итогам года, полагают в «ТеДо», продажи отечественных брендов в количественном выражении сократились на 48%, локализованных иностранных производств — на 66,1%.
Автодилеры подтверждают тренд на продление сроков владением автомобилем и рост спроса на запчасти.
Директор по сервисному обслуживанию «Автодома Алтуфьево» Роман Тимашов: «Мы видим, как меняется отношение к автомобилю: большинство владельцев стараются сохранить автомобиль технически исправным, а также предпочитают оптимизировать расходы на его содержание»,— продолжает он. По его оценке, тренд на продление срока эксплуатации будет сохраняться, пока продажи автомобилей не выйдут на объем 2–2,5 млн в год. Если сравнивать стоимость уникальных запчастей в начале 2022 года и сейчас, то в среднем цены увеличились примерно в два раза».
Президент Ассоциации “РАСТО” Ольга Селезнева: “При падении продаж новых автомобилей и росте цен у дилеров не только на авто, но и на автозапчасти и автосервисные услуги, на данный момент наблюдается две тенденции – переход клиентов от дилеров к независимым СТО и переход от установки оригинальных автозапчастей к автозапчастям более бюджетных марок, который предлагают независимые автосервисы”
Источник – “КоммерсантЪ”, АА “Автостат”, отчет “ТеДо”
Фото – из сети Интернет