Откуда электрончики?
В 2020 году самый известный производитель электромобилей в мире, американская компания Tesla, чуть-чуть не дотянула до заявленной ее основателем Илоном Маском цели в полмиллиона проданных электромобилей – клиентам было поставлено на 50 машин меньше. Хотя по объемам производства планы были перевыполнены. В первом полугодии 2021 года компания уже поставила на рынок 382 тысячи электромобилей, да и в целом в мире продажи автомобилей с электрическим и гибридным приводом растут, и по оценкам, в этом году продажи автомобилей, которые заряжаются от розетки, в этом году удвоятся по сравнению с предыдущим. В итоге общий объем продаж электромобилей в мире достигнет 4 млн, а подзаряжаемых гибридов – 2,4 млн.
Относительное и абсолютно
Удвоение продаж впечатляет! Даже если не обращать внимание на то, что 2020 год из-за пандемии стал годом небывалого спада для автомобильного рынка, продажи легковых автомобилей в мире упали на 15,9 процента, и благодаря эффекту низкой базы в 2021-м растут продажи всех типов автомобилей, в том числе и с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Но картина несколько меняется, если посмотреть на абсолютные числа. В 2020 году в мире было продано 53 598 846 легковых автомобилей. Даже если в этом году общий объём продаж не вырастет, то 4 млн электромобилей составят 7,5 процента общих продаж, и даже с учетом подзаряжаемых гибридов общая доля электрических машин будет около 12 процентов. А объём явно вырастет, так что доля автомобилей без выхлопа будет еще меньше.
Эксперты Auto3N считают, что сравнительно медленный рост количества электромобилей безусловно плохая новость с точки зрения сокращения выбросов углекислого газа. По оценкам, автотранспорт в Европе генерирует до 75 процентов выбросов углекислого газа, при этом 60 процентов «выдают» легковые автомобили. Это считается настолько важным фактором, что в странах ЕС налоги на автомобили рассчитываются на основе выбросов CO2 – а поскольку снизить их можно только уменьшая количество потребленного топлива, автомобилестроители стремятся повышать экономичность всеми доступными средствами. Использование гибридного привода даёт двойной эффект: во-первых, удаётся «собрать» часть энергии, которая иначе уходит в никуда – например, инерция при торможении; во-вторых, налоги для гибридов рассчитываются не так, как для обычных машин, и это даёт экономию владельцам; в-третьих, возможность движения без ДВС даёт право на въезд в Zero Emission Zone – зоны для движения без выхлопа, которые уже появились в нескольких европейских городах и будут расширяться.
Но насколько сильно и быстро снижает выбросы углекислого газа и вредных веществ распространение электромобилей и гибридов?
Там, а не тут
Электромобиль это очень чистый тип привода… с точки зрения владельца или водителя. Нет не только отработавших газов, но и моторного масла, которое надо менять. Даже продуктов износа тормозных колодок он производит меньше – замедление осуществляется с помощью рекуперации и нагрузка на тормоза снижается в несколько раз. Но откуда берётся электроэнергия? Ветряки и солнечные батареи сейчас очень в моде, но основную долю энергии в мире и сейчас производят тепловые электростанции. В 2019 году примерно две трети электричества в мире были получены из ископаемого топлива, угля (36,7 %), газа (23,5 %) и нефти (3,1 %). Главным возобновляемым источником электроэнергии остаются гидроэлектростанции, 15,8 %, еще один источник с минимальными выбросами углекислого газа – атомные электростанции, 10,4 %.
Продолжение – по ссылке – Экологичны ли автомобили? Часть 2
Автор – Валерий Чусов, специально для Auto3N