– Виктор, считаете ли вы, что в России рынок электромобилей в ближайшие годы будет только расти?
– В целом электроавтомобили сейчас на пике хайпа, и в правительстве России в том числе решили не отставать и приняли концепцию развития электротранспорта. Цели амбициозные – к 2030 году электротранспорт должен занять 15% рынка, что сравнимо с долей Lada на рынке. При условии активных инвестиций в инфраструктуру и последовательного снижения стоимости электромобилей их доля, безусловно, будет расти. Однако мы в MAHLE придерживаемся более сбалансированной точки зрения и полагаем, что в ближайшие 10-20 лет развиваться будут различные технологии. Ещё далеко не исчерпан потенциал ДВС как бензинового, так и дизельного.
Во-первых, есть возможности использования в ДВС и альтернативных видов топлива. Во-вторых, ДВС в значительной мере будет использоваться вместе с электродвигателем, т.е. кроме чисто электрических автомобилей (BEV), будут занимать гибриды (PHEV). В-третьих, свою нишу займёт водородный транспорт (FCEV). Учитывая географию России, наши климатические особенности и уровень развития технологий автомобили с ДВС ещё долго будут доминировать в автопарке России.
– Отразится ли изменение рынка электромобилей на рынке радиокомпонентов и на рынке автосервисных услуг?
– Рост доли автомобилей с альтернативными силовыми установками (подчеркну, что это не только электромобили) безусловно отразится на автосервисном рынке. Ежедневной реальностью СТО станут гибриды, электромобили, грузовики на водородном топливе.
Что это значит для СТО? Во-первых, Увеличение количества запасных частей и используемых технологий, т.е. увеличение инвестиций в сток, оборудование и обучение персонала. Во-вторых, Увеличение доли мехатроники, электрники, и термоменеджмента. В-третьих, увеличение доля АКП. Обслуживание систем управления температурой, ремонт мехатроники и электрики не являются простыми и требуют высокой квалификации от персонала, но в то же время открывают новые бизнес возможности. Уже сегодня электрики и автодиагносты являются наиболее востребованными и высокооплачиваемыми специалистам, а в будущем это только закрепится. Сегодня основная проблема автосервисов – тенденция работать со следствиями, не пытаясь найти причину. Дальше с одной стороны, работать станет легче, так как многие узлы будут не ремонтопригодны и заменяются целиком, с другой стороны сложность автомобиля потребует более широких и глубоких системных знаний.
Не могу не отметить и другую тенденцию, на мой взгляд более важную, чем развитие альтернативных силовых установок. Это технология самоуправляющихся автомобилей.
Пока разрабатываются системы беспилотного управления автомобилем в ближайшие годы мы будем видеть активное внедрение технологий Connected Car и разнообразных систем ADAS, т.е. систем помощи водителю. Системы ADAS требуют настройки и калибровки, а также систематического обслуживания. Множество датчиков, камер, блоков управления и сенсоров, вот основа ADAS сегодня. Сейчас востребованность таких услуг в России крайне низкая, однако она будет очень быстро расти. А автосервис будущего (недалекого) подразумевает все виды работ с этими сложными системами.
Технология Connected Car (“подключенный” автомобиль), когда автомобиль оборудован SIM-картой и находится “на связи” с производителем. Что это значит для СТО? Что с таким автомобилем невозможно будет проводить какие-либо работы без разрешения автопроизводителя, который вполне может его давать только своим дилерам. Это ещё одна проблема, которая требует решения.
Автомобили становятся всё более технологичными и сложными системами, а вчерашние механики — квалифицированные инженеры и диагносты на новом, высокотехнологичном уровне.
– Споры про экологичность электромобилей не утихает в СМИ и среди экспертов, журнал Auto3N неоднократно писал об этом, какой точки зрения придерживаетесь Вы?
– Не могу с полной ответственностью ответить на данные вопрос, так как не знаю глубоких исследований, которым я мог бы доверять. Однако очевидно, что на развитие электротранспорта очень сильно влияет политическая повестка. Это давление “зелёных”, которые почему то видят в ДВС своего основного врага, и политики во многих странах идут на поводу у групп агрессивно продвигающих свою повестку. Кроме того, в значительной степени это вопрос глобальной экономической конкуренции. Китай, который опоздал с выходом на рынок автомобилей с ДВС, поставил задачу стать лидером в сфере электротранспорта. США также видят в этой сфере возможности потеснить конкурентов. Европейцы и прежде всего Германия просто не могут позволить себе проиграть эту гонку, ведь автопром – это около 10% немецкого ВВП. Тенденции определяют правительства, а они буквально заставляют компании и рынок двигаться в этом направлении.
– Если данный вид транспорта существенно изменит автопарк, то перестроятся ли производители автокомпонентов к новым реалиям?
– Безусловно, это структурная перестройка всего автомобильного рынка, включая автокомпонентную отрасль. Приведу пример MAHLE. Уже более 100 лет мы являемся лидерами в разработке технологий ДВС. Однако реалии заставляют нас меняться. Несколько лет назад мы приняли и активно реализуем двойную стратегию, т.е., оставаясь специалистами в ДВС, активно развиваем технологии, которые будут востребованы в мире будущей мобильности.
Приведу несколько примеров наших последних разработок:
– автомобильный электродвигатель без постоянных магнитов и без использования редкоземельных материалов, но с КПД во всех режимах работы 95% !
– иммерсивная система охлаждения аккумуляторных батарей, которая позволяет значительно сократить время зарядки
– умная система быстрой подзарядки для электромобилей chargeBIG, которая включает в себя уже более тысячи точек!
– система MAHLE для электровелосипедов: мотор-втулка, батарея и система управления
– совершенно новый модуль HVAC
– система увлажнения воздуха для топливных элементов. Будет использоваться в водородном транспорте
При этом надо пониматься, что с нашей стороны это требует огромных инвестиций в разработки с существенно более долгим сроком их окупаемости.
– Что, на ваш взгляд, мешает росту парка электромобилей в РФ?
Во-первых, во многих странах хороший продажи электромобилей зависят от субсидий или преференций, которые предоставляют правительства. В России каких-либо льгот при покупке электромобилей нет.
Во-вторых, чистые электромобили существенно дороже традиционных автомобилей, и при этом существенно уступают им с точки зрения удобства повседневного использования. Под удобством я подразумеваю возможность без проблем найти зарядку, в том числе за пределами города на трассе, снижение пробега при эксплуатации в зимний период.
Вопрос развития инфраструктуры ещё можно решить, инвестировав в этот огромные деньги, но климат и расстояния останутся физическими барьерами на пути развития электротранспорта в России.
Читайте по теме: Экологичны ли электромобили?