Эксперт рассказал, отразится ли рост электромобилей на рынке автосервисных услуг - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

Эксперт рассказал, отразится ли рост электромобилей на рынке автосервисных услуг

Журнал Auto3N не раз уже затрагивал тему роста рынка электромобилей. Ниже мы приводим интервью Марины Белоглядовой с Виктором Кондратьевым, руководителем отдела продаж компании MAHLE RUS,

– Виктор, считаете ли вы, что в России рынок электромобилей в ближайшие годы будет только расти?

– В целом электроавтомобили сейчас на пике хайпа, и в правительстве России в том числе решили не отставать и приняли концепцию развития электротранспорта. Цели амбициозные – к 2030 году электротранспорт должен занять 15% рынка, что сравнимо с долей Lada на рынке. При условии активных инвестиций в инфраструктуру и последовательного снижения стоимости электромобилей их доля, безусловно, будет расти. Однако мы в MAHLE придерживаемся более сбалансированной точки зрения и полагаем, что в ближайшие 10-20 лет развиваться будут различные технологии. Ещё далеко не исчерпан потенциал ДВС как бензинового, так и дизельного.

Во-первых, есть возможности использования в ДВС и альтернативных видов топлива. Во-вторых, ДВС в значительной мере будет использоваться вместе с электродвигателем, т.е. кроме чисто электрических автомобилей (BEV), будут занимать гибриды (PHEV). В-третьих, свою нишу займёт водородный транспорт (FCEV). Учитывая географию России, наши климатические особенности и уровень развития технологий автомобили с ДВС ещё долго будут доминировать в автопарке России.  

– Отразится ли изменение рынка электромобилей на рынке радиокомпонентов и на рынке автосервисных услуг?

– Рост доли автомобилей с альтернативными силовыми установками (подчеркну, что это не только электромобили) безусловно отразится на автосервисном рынке. Ежедневной реальностью СТО станут гибриды, электромобили, грузовики на водородном топливе.

Что это значит для СТО? Во-первых, Увеличение количества запасных частей и используемых технологий, т.е. увеличение инвестиций в сток, оборудование и обучение персонала. Во-вторых, Увеличение доли мехатроники, электрники, и термоменеджмента. В-третьих, увеличение доля АКП. Обслуживание систем управления температурой, ремонт мехатроники и электрики не являются простыми и требуют высокой квалификации от персонала, но в то же время открывают новые бизнес возможности. Уже сегодня электрики и автодиагносты являются наиболее востребованными и высокооплачиваемыми специалистам, а в будущем это только закрепится. Сегодня основная проблема автосервисов – тенденция работать со следствиями, не пытаясь найти причину. Дальше с одной стороны, работать станет легче, так как многие узлы будут не ремонтопригодны и заменяются целиком, с другой стороны сложность автомобиля потребует более широких и глубоких системных знаний.

Не могу не отметить и другую тенденцию, на мой взгляд более важную, чем развитие альтернативных силовых установок. Это технология самоуправляющихся автомобилей.

Пока разрабатываются системы беспилотного управления автомобилем в ближайшие годы мы будем видеть активное внедрение технологий Connected Car и разнообразных систем  ADAS, т.е. систем помощи водителю. Системы ADAS требуют настройки и калибровки, а также систематического обслуживания. Множество датчиков, камер, блоков управления и сенсоров, вот основа ADAS сегодня. Сейчас востребованность таких услуг в России крайне низкая, однако она будет очень быстро расти. А автосервис будущего (недалекого) подразумевает все виды работ с этими сложными системами.

Технология Connected Car (“подключенный” автомобиль), когда автомобиль оборудован SIM-картой и находится “на связи” с производителем. Что это значит для СТО? Что с таким автомобилем невозможно будет проводить какие-либо работы без разрешения автопроизводителя, который вполне может его давать только своим дилерам. Это ещё одна проблема, которая требует решения.  

Автомобили становятся всё более технологичными и сложными системами, а вчерашние механики — квалифицированные инженеры и диагносты на новом, высокотехнологичном уровне.

– Споры про экологичность электромобилей не утихает в СМИ и среди экспертов, журнал Auto3N неоднократно писал об этом, какой точки зрения придерживаетесь Вы?

– Не могу с полной ответственностью ответить на данные вопрос, так как не знаю глубоких исследований, которым я мог бы доверять. Однако очевидно, что на развитие электротранспорта очень сильно влияет политическая повестка. Это давление “зелёных”, которые почему то видят в ДВС своего основного врага, и политики во многих странах идут на поводу у групп агрессивно продвигающих свою повестку. Кроме того, в значительной степени это вопрос глобальной экономической конкуренции. Китай, который опоздал с выходом на рынок автомобилей с ДВС, поставил задачу стать лидером в сфере электротранспорта. США также видят в этой сфере возможности потеснить конкурентов. Европейцы и прежде всего Германия просто не могут позволить себе проиграть эту гонку, ведь автопром – это около 10% немецкого ВВП. Тенденции определяют правительства, а они буквально заставляют компании и рынок двигаться в этом направлении.

– Если данный вид транспорта существенно изменит автопарк, то перестроятся ли производители автокомпонентов к новым реалиям?

– Безусловно, это структурная перестройка всего автомобильного рынка, включая автокомпонентную отрасль. Приведу пример MAHLE. Уже более 100 лет мы являемся лидерами в разработке технологий ДВС. Однако реалии заставляют нас меняться. Несколько лет назад мы приняли и активно реализуем двойную стратегию, т.е., оставаясь специалистами в ДВС, активно развиваем технологии, которые будут востребованы в мире будущей мобильности.

Приведу несколько примеров наших последних разработок:

– автомобильный электродвигатель без постоянных магнитов и без использования редкоземельных материалов, но с КПД во всех режимах работы 95% !

– иммерсивная система охлаждения аккумуляторных батарей, которая позволяет значительно сократить время зарядки

– умная система быстрой подзарядки для электромобилей chargeBIG, которая включает в себя уже более тысячи точек!

– система MAHLE для электровелосипедов: мотор-втулка, батарея и система управления

– совершенно новый модуль HVAC

– система увлажнения воздуха для топливных элементов. Будет использоваться в водородном транспорте

При этом надо пониматься, что с нашей стороны это требует огромных инвестиций в разработки с существенно более долгим сроком их окупаемости.

– Что, на ваш взгляд, мешает росту парка электромобилей в РФ?

Во-первых, во многих странах хороший продажи электромобилей зависят от субсидий или преференций, которые предоставляют правительства. В России каких-либо льгот при покупке электромобилей нет.

Во-вторых, чистые электромобили существенно дороже традиционных автомобилей, и при этом существенно уступают им с точки зрения удобства повседневного использования. Под удобством я подразумеваю возможность без проблем найти зарядку, в том числе за пределами города на трассе, снижение пробега при эксплуатации в зимний период.

Вопрос развития инфраструктуры ещё можно решить, инвестировав в этот огромные деньги, но климат и расстояния останутся физическими барьерами на пути развития электротранспорта в России. 

Читайте по теме: Экологичны ли электромобили? 

Электромобили: будущее уже с нами

Прогноз от PwC: среднегодовые темпы прироста рынка электромобилей в России могут достигать 82% до 2030 г.

Автор публикации

не в сети 3 года

Марина Белоглядова

0
Комментарии: 0Публикации: 168Регистрация: 24-12-2020
Электронный журнал Авто3н
Комментарии