Компания Guzngzhou Automotive Group (GAC) объявила о разработке первого в мире двигателя внутреннего сгорания на жидком аммиаке. Перспективный агрегат объемом 2,0 литра выдает около 163 лошадиных сил и выбрасывает в атмосферу на 90 процентов меньше углекислого газа, чем при использовании традиционных видов топлива. Каких-либо других подробностей GAC пока не приводит. Однако всё свидетельствует о том, что ей удалось решить основные проблемы таких ДВС.
Аммиачно-воздушные смеси имеют низкую скорость распространения пламени. Поэтому для стабильной работы двигателя, как правило, используют второе топливо, например дизель или водород. Двойной впрыск также снижает выбросы CO и NOx, но это прямой путь к усложнению и, следовательно, удорожанию. Чтобы ДВС работал равномерно во всем диапазоне оборотов, GAC применила новую технологию зажигания и точный контроль процесса изменения фазы впрыска аммиака.
Вообще аммиак — один из самых многообещающих носителей водорода. Он сжижается при −36 градусах по Цельсию или при комнатной температуре и давлении около 8,5 атмосфер, притом что жидкому водороду нужна криокамера, в которой будет -253 градуса. Последние аммиачные проекты как раз и крутятся вокруг крэкинга, то есть выделения водорода для использования в топливных элементах.
При этом сам аммиак высокотоксичен: при вдыхании его пары вызывают отек легких и тяжелое поражение нервной системы. Кроме того, основные объемы аммиака по-прежнему получают из природных энергоносителей методом Габера — Боша, при котором выделяется много парниковых газов. Единственным решением тут может быть зеленый аммиак, произведенный с использованием возобновляемых источников энергии без выделения углекислоты. Правда, масштабы таких производств пока на порядок меньше, чем у серого аммиака.