В массовом сознании умный автомобиль – трансформер из голливудского кино, напичканный крутыми штуками и способный превращаться в забавного робота. Люди постарше вспомнят «роботакси» из книг Кира Булычёва или КИТТа из сериала «Рыцарь дорог». В реальности же «умный» автомобиль на дорогах общего пользования – это машина с набором дополнительных функций, которые делают жизнь водителя удобнее и безопаснее.
Что имеем?
Крупные автопроизводители внедряют в свои модели разные технологии. За последний десяток лет «начинка» машин сильно изменилась – уже мало кого удивишь парктроником. Что еще предлагают водителям:
– контроль слепых зон,
– навигатор,
– бортовой компьютер, который показывает данные о состоянии автомобиля,
– адаптивный круиз-контроль,
– бортовая мультимедийная система.
Активную безопасность обеспечивают системы, которые уже могут частично перехватить у водителя контроль над автомобилем:
– АБС,
– контроль курсовой устойчивости,
– система подруливания в полосе,
– система автоматического сброса скорости и торможения,
– система автопарковки, когда машина сама паркуется вместо водителя,
– автоматическое движение в пробке на низких скоростях.
Это прародители беспилотников. По-настоящему умные автомобили сейчас находятся на стадии разработки и тестирования. Хотя кое-кто уже ушел дальше тестов. Например, в США компания WAYMO – подразделение Google – уже полноценно использует роботакси в Аризоне.
В России тесты технологичных авто проводятся на полигонах НАМИ (российский полигон центр экспериментальных исследований), на дорогах Иннополиса и Сколково. Среди компаний-лидеров – «Яндекс» и «Сбер».
«Яндекс» экспериментирует с японскими гибридными седанами, не уступая американской WAYMO. Компания открыла Инженерный центр беспилотных автомобилей – ребята разрабатывают технологии, предугадывающие траектории движения пешеходов и автомобилей. Машина «Яндекса», как и любой умный автомобиль, просто напичкана разными датчиками. Например, они считывают скорость, ускорение, направление движения окружающих объектов. Самый важный сенсор – лидар – измеряет расстояние между объектами с помощью света.
Сбер разрабатывает умный беспилотный автомобиль «ФЛИП». Но, как признал в интервью «Коммерсанту» Глава SberAutoTech Андрей Василевский, на российских дорогах беспилотники мы увидим еще нескоро – ни инфраструктура, ни технологии, ни общество к этому не готовы. А в мире пока только самые развитые страны – США, Южная Корея, Япония – переходят от слов к делу и внедряют умные авто в жизнь.
Будущее – завтра
Тем не менее, разработки высокоинтеллектуальных систем никто не собирается забрасывать. Ежегодно на автомобильных выставках производители представляют разнообразные концепты.
Вот несколько концептов последних лет, которые журнал Auto3N хотел бы отметить:
IONIQ 5 – первый коммерческий автомобиль Motional и Hyundai Motor Group. Предусматривает полностью автономное вождение, без участия водителя.
AUDI AICON может похвастаться не только отсутствием руля и педалей. В этом автомобиле нет даже ремней и подушек. Создатели концепта отмечают, что когда на дорогах будут только беспилотники, аварии уйдут в прошлое. Управлять машиной можно будет голосовыми командами и даже движением глаз.
TOYOTA CONCEPT-I обладает продвинутым интеллектом Yui, который может не только управлять автомобилем, но и беседовать с человеком на отвлечённые темы. Система будет распознавать настроение водителя и даже делать ему массаж.
NISSAN IDS – самообучающийся ИИ, который копирует манеру вождения у хозяина. Этот концепт даёт владельцу выбор – вести машину самому или довериться автопилоту.
Разные страны имеют разный уровень экономического и социального развития. Если в странах западной Европы, северной Америке, Японии дороги близки к идеалу, а водители законопослушны и предсказуемы, то в странах типа России или Индии, дороги могут быть «направлениями» без разметки и асфальта, а поведение водителей и пешеходов иногда крайне непредсказуемо. Беспилотник, который создан для дорог Аризоны, не сможет ездить по дорогам Челябинской области или штата Кашмир.
Но то, что обычно является недостатком, в этом случае может стать преимуществом. Беспилотники НАМИ и Яндекса с самого начала проектируются с учётом экстремальных условий эксплуатации. В перспективе это может позволить отечественным компаниям занять рынки Индии, Африки, Бразилии.