Пятиместный седан ЗИЛ-117 задумывался как укороченная и облегченная версия семиместного лимузина ЗИЛ-114, который с 1967 года обслуживал партийно-правительственную верхушку СССР. Пластилиновый макет седана в натуральную величину построили в 1968 году, первый опытный образец изготовили в следующем году, а серийный выпуск развернули в 1971 году. Такая модель в типаже отечественного автопрома появилась впервые. ЗИЛ-117 уверенно справлялся с ролью маневренного и скоростного автомобиля в колонне сопровождения основных машин кортежа.
Несмотря на то, что длину кузова и колесную базу уменьшили более чем на полметра, ЗИЛ-117 сохранил неподражаемую самобытность, строгую монументальность и выразительную элегантность своего предшественника. Салон, выполненный в соответствии со статусом машины, поражал невиданными для своего времени роскошью и качеством исполнения, способными вызвать зависть у многих зарубежных конкурентов. Комфортные передние сиденья и шикарный трехместный задний диван с широким откидным подлокотником по середине обтягивались натуральной кожей лучших сортов. Взгляды пассажиров ласкали приборная панель, центральная консоль, боковины дверей и другие элементы интерьера, отделанные эффектными вставками из ценных пород дерева. Великолепие внутреннего убранства подчеркивало обилие хромированных деталей.
Оптимальный климат для вельможных седоков обеспечивали мощные системы отопления и вентиляции, а также кондиционер с раздельными зонами для водительского и пассажирского отделений. Встроенные сервоприводы омывали и очищали лобовое стекло, регулировали положение подушки и спинки передних сидений, перемещали стекла дверей и телескопическую антенну, централизовано блокировали дверные замки настраивали на нужную волну радиоприемник высшего класса. Аппаратуру спецсвязи и пульты дистанционного управления кондиционером и радиоприемником расположили в боксе между передними креслами.
В распоряжении водителя находились рулевое управление с гидроусилителем и «баранка», которую снабдили механизмами продольного и углового перемещения. Трехслойные безосколочные, да к тому же атермальные стекла предотвращали ослепление водителя и пассажиров ярким, солнечным светом и блеском фар встречного автотранспорта. Картину дополняли кварцевые часы на приборной панели, а также информативные внутреннее и наружные зеркала заднего вида. До минимума снизили аэродинамический шум при движении на высоких скоростях и вибрации, в салоне отсутствовали стуки и скрипы, образцовой являлась и звукоизоляция.
Весьма передовым оказалось и агрегатное наполнение. Энергетические потребности обеспечивал V-образный 8-цилиндровый двигатель рабочим объемом 7 литров, развивавший мощность 300 л.с. Его изюминки – блок цилиндров из алюминиевого сплава, заметно снизивший массу мотора, транзисторное зажигание, система питания с четырехкамерным карбюратором и гидротолкатели клапанов, не требовавшие регулировки. Двухступенчатая автоматическая (гидромеханическая) коробка передач с кнопочным переключением в 1975 году уступила место более совершенному трехскоростному аналогу с селекторным рычагом управления. С такой начинкой седан разгонялся до 200 км/ч, а первую сотню преодолевал через 13 секунд.
Двухконтурная тормозная система включала передние и задние рабочие механизмы с вентилируемыми дисками, дополненные антиблокировочным устройством. Передняя независимая рычажно-торсионная подвеска обеспечивала антиклевковый эффект при торможении и предотвращала «приседание» при разгоне. Неразрезной задний мост опирался на длинные листовые рессоры. Капот получил передние навески, исключавшие его произвольное открытие на высокой скорости. ЗИЛ-117, выпускался до 1978 года. За рулем машины охотно совершал поездки генсек Леонид Брежнев.
В 1972 на базе седана изготовили двухдверный кабриолет ЗИЛ-117В, выпускавшийся с 1972 по 1976 годы. Машина комплектовалась складным тентом с электрогидравлическим приводом и электрическими стеклоподъемниками. Опускные стекла дверей и боковин окантованы металлическими рамками.
Выпускали две разновидности кабриолета ЗИЛ-117В. Если стандартная модель имела пять мест, то парадная модификация – только четыре. В последнем случае по всей длине устроили квадратную площадку, а вместо переднего правого сиденья установили тумбу с регулируемой по высоте ручкой для стоящего высшего офицера. В багажнике находились специальная радиостанция, передающая звук, поступающий с двух микрофонов, расположенных на месте демонтированного сидения. Задние крылья венчала пара подъемных передающих антенн.
Для парадного кабриолета штатным стал серый цвет кузова и тент из светло-серой синтетической ткани, для другого варианта предназначался черный тент. ЗИЛ-117B активно участвовали в военных парадах на Красной площади в Москве с 1972 по 1980 год.
За годы производства изготовили 77 единиц ЗИЛ-117 всех исполнений, включая 10 кабриолетов.
Валерий Васильев, специально для журнала Auto3N