Сегодня представители лево-патриотических сил провели в Москве акцию на Красной площади в честь 152-й годовщины со дня рождения “…выдающегося революционера, мыслителя и государственного деятеля, основателя Советского государства Владимира Ильича Ленина”(с).
Журнал Auto3N оставляет оценку его деятельности на откуп историкам, и рассказывает про автомобили вождя.
Принято считать, что Владимир Ленин не тратил народных денег на свой автопарк, а использовал машины, экспроприированные большевиками у законодателя автомоды Николая ІІ и Временного правительства.
Эпоха французов
После известных революционных событий статус Владимира Ильича значительно вырос, поэтому он стал пассажиром авто.
Первым официальным автомобилем, в который сел Ильич после революции, была двухлетняя французская Turcat-Mery 1915 года выпуска с кузовом «ландо-лимузин», которая была выписана из “заграницы” для старшей дочери Николая Второго, Великой Княжны Татьяны. После Татьяны на этом автомобиле с февраля по октябрь 1917-го разъезжал по делам председатель Временного правительства Александр Керенский.
Официально эту машину Ленину передали 27 октября в 10 часов утра. Но вскоре сказалась та напряженность в отношениях вождя с автотранспортом: с 4,7-литровым (50 л. с.) роскошным лимузином сразу не повезло – машина была угнана в декабре того же года непосредственно с территории Смольного. За потерю транспортного средства Ильич отстранил своего водителя от дел и пообещал возвратить его на службу только по возвращении машины. Стоит отметить, что он свое слово сдержал. Сыщики вскоре вычислили, что угонщиками были контрабандисты, промышлявшие нелегальной торговлей с Финляндией. Уже тогда существовала индустрия угона машин на разборку. Как правило, похищенные авто переправлялись в Финляндию, а оттуда уже в виде запчастей расходились по всей Европе.
Вторым автомобилем, на котором Ленина возили, тоже стал «француз», лимузин Delaunay-Belleville 45, которым ранее пользовался последний император Российской Империи. Но и с ним Ильича постигла неудача. 1 января 1918 года во время покушения на вождя добротный деревянный кузов был почти полностью уничтожен нападавшими – восстановить лимузин не смогли, и его списали. После был Renault 40CV все из того же Первого гаража распавшейся страны, который по злому року и угнали так же нагло, как и Turcat-Mery.
В первые годы правления советов экспроприация рассматривалась как основной метод решения транспортной проблемы. Для оправдания отъёма автомобилей у частных лиц, предприятий и дипломатических миссий писались официальные письма. Они содержали пояснение наподобие «для экспедиции, следующей за хлебом», «для нужд армии» и имели обязательную приписку в конце – «не подлежит возврату».
10 ноября 1917-го была создана целая комиссия, она имела право реквизировать автомобиль у кого-либо для нужд правительства. Таким образом за год и изъяли 37 автомобилей.
Кстати, водители первого лица нового рабоче-крестьянского государства проходили тщательную проверку в «семьдесят пятой» комнате, предшественнице ВЧК. Их проверяли не только на профспособности, но и на лояльность к идеям партии, на отсутствие контрреволюционных идей и другие важные качества.
Эпоха Rolls-Royce
После серии покушений Ленин и его охрана приняли совместное решение – отказаться от закрытых автомобилей и пересесть на кабриолет, ведь если народ будет узнавать своего вождя, то и бояться ему нечего.
Выбор пал на Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года с мягким верхом из гаража Михаила Романова, который был оснащен 55-сильным мотором. Изначально кабриолет заказывался для участия в горных гонках и именно на этом автомобиле товарища Ленина вывезли в Кремль после покушения Фанни Каплан.
Роскошные авто с «духом экстаза» на пробке радиатора понравились Владимиру Ильичу. В самый разгар гражданской войны из Великобритании была заказана и доставлена партия «Роллсов» для первых лиц молодой Страны Советов.
Ленину полагался самый мощный 73-сильный вариант с удлиненной базой, обслуживавший его до самой смерти. Современники одновременно и жаловались, и удивлялись, что этот легковой автомобиль потреблял 30 литров бензина на 100 км пробега.
Младший брат первого лица государства Дмитрий Ульянов вспоминал, что Владимир Ильич любил быструю езду и регулярно сетовал на спокойный стиль вождения шоферов, требуя повысить среднюю скорость с 60 до 80 км/ч.
Эксклюзивные вездеходы
Как и Николай Второй, Ленин оценил все плюсы полугусеничного транспорта, как единственного варианта быстрого перемещения с зимней дачи в Горках в Москву
Первые автосани в гараже Ленина появились в 1919 году: это был американский «Packard», переоборудованный на Путиловском заводе. Испытания новинки гаража проходили в Москве, на Ходынском поле. Довольно скоро изношенный двигатель не выдержал возросших нагрузок и потребовал восстановления. За оперативно выполненный капитальный ремонт машины Ленин лично указал выделить рабочим в виде премии пуд муки.
Вторым полугусеничным автомобилем стал один из новых Rolls-Royce 1922 года выпуска, купленный по заказу компании АРКОС (All Russian Cooperative Society Limited). Усилиями инженеров и рабочих 4-го Государственного автомобильного завода его перевели на «движители Кегресса», установив вместо заднего моста гусеничную тележку, а спереди – лыжи.
Именно этот автомобиль и сохранился до наших дней в музее-заповеднике «Горки».
А еще сегодня, в честь дня рождения Ленина скандальный депутат Рашкин решил покончить с охотой