На чем ездил вождь мирового пролетариата - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

На чем ездил вождь мирового пролетариата

22 апреля 2022 года исполнилось 152 года со дня рождения одной из самых неоднозначных личностей в мировой истории...

Сегодня представители лево-патриотических сил провели в Москве акцию на Красной площади в честь 152-й годовщины со дня рождения “…выдающегося революционера, мыслителя и государственного деятеля, основателя Советского государства Владимира Ильича Ленина”(с).

Журнал Auto3N оставляет оценку его деятельности на откуп историкам, и рассказывает про автомобили вождя.

Принято считать, что Владимир Ленин не тратил народных денег на свой автопарк, а использовал машины, экспроприированные большевиками у законодателя автомоды Николая ІІ и Временного правительства.

Эпоха французов

После известных революционных событий статус Владимира Ильича значительно вырос, поэтому он стал пассажиром авто.

Первым официальным автомобилем, в который сел Ильич после революции, была двухлетняя французская Turcat-Mery 1915 года выпуска с кузовом «ландо-лимузин», которая была выписана из “заграницы” для старшей дочери Николая Второго, Великой Княжны Татьяны. После Татьяны на этом автомобиле с февраля по октябрь 1917-го разъезжал по делам председатель Временного правительства Александр Керенский.

Официально эту машину Ленину передали 27 октября в 10 часов утра. Но вскоре сказалась та напряженность в отношениях вождя с автотранспортом: с 4,7-литровым (50 л. с.) роскошным лимузином сразу не повезло – машина была угнана в декабре того же года непосредственно с территории Смольного. За потерю транспортного средства Ильич отстранил своего водителя от дел и пообещал возвратить его на службу только по возвращении машины. Стоит отметить, что он свое слово сдержал. Сыщики вскоре вычислили, что угонщиками были контрабандисты, промышлявшие нелегальной торговлей с Финляндией. Уже тогда существовала индустрия угона машин на разборку. Как правило, похищенные авто переправлялись в Финляндию, а оттуда уже в виде запчастей расходились по всей Европе.

Вторым автомобилем, на котором Ленина возили, тоже стал «француз», лимузин Delaunay-Belleville 45, которым ранее пользовался последний император Российской Империи. Но и с ним Ильича постигла неудача. 1 января 1918 года во время покушения на вождя добротный деревянный кузов был почти полностью уничтожен нападавшими – восстановить лимузин не смогли, и его списали. После был Renault 40CV все из того же Первого гаража распавшейся страны, который по злому року и угнали так же нагло, как и Turcat-Mery.

В первые годы правления советов экспроприация рассматривалась как основной метод решения транспортной проблемы. Для оправдания отъёма автомобилей у частных лиц, предприятий и дипломатических миссий писались официальные письма. Они содержали пояснение наподобие «для экспедиции, следующей за хлебом», «для нужд армии» и имели обязательную приписку в конце – «не подлежит возврату».

10 ноября 1917-го была создана целая комиссия, она имела право реквизировать автомобиль у кого-либо для нужд правительства. Таким образом за год и изъяли 37 автомобилей.

Одно из самых знаменитых фото Ленина в авто

Кстати, водители первого лица нового рабоче-крестьянского государства проходили тщательную проверку в «семьдесят пятой» комнате, предшественнице ВЧК. Их проверяли не только на профспособности, но и на лояльность к идеям партии, на отсутствие контрреволюционных идей и другие важные качества.

Эпоха Rolls-Royce

После серии покушений Ленин и его охрана приняли совместное решение – отказаться от закрытых автомобилей и пересесть на кабриолет, ведь если народ будет узнавать своего вождя, то и бояться ему нечего.

Выбор пал на Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года с мягким верхом из гаража Михаила Романова, который был оснащен 55-сильным мотором. Изначально кабриолет заказывался для участия в горных гонках и именно на этом автомобиле товарища Ленина вывезли в Кремль после покушения Фанни Каплан.

Роскошные авто с «духом экстаза» на пробке радиатора понравились Владимиру Ильичу. В самый разгар гражданской войны из Великобритании была заказана и доставлена партия «Роллсов» для первых лиц молодой Страны Советов.

Ленину полагался самый мощный 73-сильный вариант с удлиненной базой, обслуживавший его до самой смерти. Современники одновременно и жаловались, и удивлялись, что этот легковой автомобиль потреблял 30 литров бензина на 100 км пробега.

Младший брат первого лица государства Дмитрий Ульянов вспоминал, что Владимир Ильич любил быструю езду и регулярно сетовал на спокойный стиль вождения шоферов, требуя повысить среднюю скорость с 60 до 80 км/ч.

Эксклюзивные вездеходы

Как и Николай Второй, Ленин оценил все плюсы полугусеничного транспорта, как единственного варианта быстрого перемещения с зимней дачи в Горках в Москву

Первые автосани в гараже Ленина появились в 1919 году: это был американский «Packard», переоборудованный на Путиловском заводе. Испытания новинки гаража проходили в Москве, на Ходынском поле. Довольно скоро изношенный двигатель не выдержал возросших нагрузок и потребовал восстановления. За оперативно выполненный капитальный ремонт машины Ленин лично указал выделить рабочим в виде премии пуд муки.

Вторым полугусеничным автомобилем стал один из новых Rolls-Royce 1922 года выпуска, купленный по заказу компании АРКОС (All Russian Cooperative Society Limited). Усилиями инженеров и рабочих 4-го Государственного автомобильного завода его перевели на «движители Кегресса», установив вместо заднего моста гусеничную тележку, а спереди – лыжи.

Именно этот автомобиль и сохранился до наших дней в музее-заповеднике «Горки».

Rolls-Royce Silver Ghost Continental В. И. Ленина


Автор публикации

не в сети 2 дня

Auto3N

0
главный редактор
Комментарии: 72Публикации: 1287Регистрация: 15-10-2020
Электронный журнал Авто3н
Комментарии

  1. Auto3N автор

    А еще сегодня, в честь дня рождения Ленина скандальный депутат Рашкин решил покончить с охотой

    Ответить